Обобщение передового педагогического опыта на тему: Использование ролевой игры на уроках английского языка для активизации творческой и речемыслительной деятельности учащихся


Обобщение опыта работы по теме: «Использование ролевой игры на уроках английского языка для активизации творческой и речемыслислительной деятельности учащихся»Выполнила:учитель английского языкаМБОУ «Ляховская СОШ»Меленковского районаВладимирской областиЗяблицева Мария Викторовна Условия возникновения и становления опытаНизкая мотивация к обучению;Низкая познавательная активность; Низкий уровень овладения лексико-грамматическими навыками;Нежелание говорить на английском языке (языковой барьер) На идею формирования опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;изучение опыта коллег;курсовая подготовка; участие в школьном и районном методическом объединениях. Актуальность опыта: Данная тема актуальна. Современное школьное образование ставит перед нами задачу - развитие культурной, активной, целеустремленной, творческой, самостоятельной и коммуникабельной личности, способной ориентироваться в большом потоке информации, умеющей сотрудничать с другими людьми, решая общие задачи. Ролевая игра является одним из эффективных приемов в обучении и развитии современной личности. Ведущие педагогические идеи: К ролевой игре методика преподавания ИЯ идет уже давно. Такие упражнения как «читайте по ролям», «инсценируйте диалог», занимают прочное место в арсенале методических приемов. Положительные стороны ролевой игры как методического приема подробно описаны методистом Калимулиной О.В. в книге «Ролевые игры в обучении диалогической речи», 2005г. Лившец О.Л. называет ролевую игру приемом обучения нового поколения в своей работе: «Ролевая игра на уроках английского языка», 2002г. А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе и в жизни, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»Писатель А.М. Горький утверждал, что «игра –путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Он считал, что «труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта» Теоретическая база опытаКалимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи.// Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. Лившец О.Л. Ролевая игра на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе. - 1992. № 5. Ляховицкий М.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе.// Иностранные языки в школе. - 1992. - № 2. Вайсбурд М.Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие – Иностранные языки в школе – 1984 - №5Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке – Иностранные языки в школе – 1987 - №3Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1984. Гельфан Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971. Ведущая педагогическая идея опыта Педагогическая идея моего опыта заключается в: создании практического материала – серии ролевых игр, прошедшего апробацию в моей деятельности с целью развития у учащихся лексико-грамматических навыков, а также навыков говорения.Учащиеся , выступая в определенных ролях, совершенствуют свои лексико-грамматические навыки; формируют и развивают речевые навыки и умения; развивают навыки сотрудничества; развивают свой творческий потенциал; формируют навыки адекватной самооценки Основная цель опыта: Развитие творческой личности, способной к иноязычному общению, самообразованию и саморазвитию. Задачи: Исследовать научно-методическую литературу;Изучить научно-теоретические основы применения игровых приемов на уроках английского языка;Разработать серию ролевых игр для развития лексико-грамматических навыков, а также для развития навыков говорения; Апробировать серию ролевых игр на уроках английского языка и доказать их эффективность; Способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать, решать общие задачи, работая в паре (в группе). Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки. Новизна опыта Мой опыт основывается на традиционном, но эффективном обучении. Научная новизна данного опыта состоит в том, что на среднем этапе обучения (в 5 классе) мною была проведена опытно-практическая работа (эксперимент) с целью выявления уровня обученности учащихся данного класса. Результаты исследования позволили создать наиболее эффективный способ обучения, - мною была разработана и апробирована серия ролевых игр для активизации творческой и речемыслительной деятельности учащихся. Технология опыта РОЛЕВАЯ ИГРА2. Методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению английским языком.1. Речевая, игровая и учебная деятельность.5.Обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана4.Способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства3. Способствует развитию коммуникативных навыков СТРУКТУРА РОЛЕВОЙ ИГРЫ состоит из 3 компонентов: 1. Роли Подбор ролей я осуществляю таким образом, чтобы формировать у учащихся активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества: доброта, любовь к природе, Родине, семье, животным и т.д. Как правило, играя, учащиеся стремятся овладеть теми качествами, которые привлекают их в реальной жизни.2. Речевая ситуация - совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащиеся правильно осуществляли речевое действие в соответствии с намеченной учителем коммуникативной задачей.3. Ролевые действия – это те действия, которые учащиеся выполняют, играя определенную роль. Ролевые действия связаны с ролью и зависят от нее. Работа над ролевой игрой состоит из четырех этапов: 1.Подготовительный этап в классе в начале я провожу вступительную беседу, знакомлю учащихся с речевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Учащиеся с моей помощью распределяют роли, получают ролевые карты, которые содержат информацию о речевой ситуации и информацию о данном действующем лице, возможную линию его поведения. 2. Подготовительный этап дома дома учащиеся повторяют пройденный лексический и грамматический материал, «вживаются» в свою роль, продумывают возможную линию поведения с помощью своей ролевой карты, готовят костюмы, атрибуты для ролевой игры (если это необходимо). Положительные стороны при подготовке к ролевой игре: Подготовка к ролевой игре активизирует мышление учащихся, развивает память, повышает интерес к изучению языка.Учащиеся систематически повторяют пройденные слова, разговорные фразы, устойчивые выражения, правила.К урокам в форме ролевой игры учащиеся готовятся с полной ответственностью, т.к. не хотят подводить своих одноклассников. Упражнения для подготовки к ролевой игреПеред проведением ролевой игры я часто использую следующие упражнения для того, чтобы ученики могли чувствовать себя увереннее, свободнее в кругу своих сверстников:Представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;Покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжелые гири;Покажите, что вы чувствуете, когда видите большую собаку, бегущую к вам.Учащимся очень нравятся такие упражнения. Для того, чтобы сделать речевую ситуацию более реальной, понятной и интересной для учащихся я использую следующий наглядный материал: различные фотографии, сюжетные картинки… 3 Этап: Проведение Ролевой игрыДалее следует сама ролевая игра.Формы организации и проведения ролевой игры: В парах- самый простой вид ролевых игр. Диалог ведут 2 учащихся. Также можно использовать анкеты, которые учащиеся заполняют, задавая друг другу вопросы.В подгруппах могут проводиться по-разному. Все группы могут играть в одно и то же время, я контролирую их работу, переходя от одной группы к другой. Или 2 вариант- когда подгруппы работают по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают, а затем оценивают, участвуют в обсуждении.В целой группе - это более высокий уровень игры, когда все учащиеся подгруппы (класса) участвуют в дискуссии. Проводятся «круглые столы» (для учащихся старших классов) 4 этап: Заключительный После того, как учащиеся разыграли свои диалоги следует оценить и прокомментировать работу каждой пары или группы. Прежде всего я предоставляю слово самим учащимся. Они оценивают не только работу своих одноклассников, но и свою работу. На данном этапе у учащихся формируются навыки адекватной самооценки. Далее я сама оцениваю участие каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности, я комментирую выразительность речевого поведения, а также поощряю проявление фантазии, творчества и инициативы учащихся на всех этапах работы над ролевой игрой. Роль учителя в проведении ролевой игрыЯ, как учитель, определяю форму проведения ролевой игры, время, необходимое для подготовки и проведения игры. Стараюсь вовлечь в нее как можно больше учащихся класса.В процессе игры выполняю свою руководящую и направляющую функцию, не выключаясь из игры, - стараюсь вовремя поддержать ученика, помочь ему правильно сформулировать мысль, передать слово другому участнику игры, поддержать нужный темп игры. Применение ролевой игрыНа начальном этапе обучения английскому языку (2-4 кл.) я использую сюжетно-ролевые игры сказочного или бытового содержания. Например: «Теремок», «Репка»; «Прием гостей. Чаепитие»«В магазине»; «В школе»;«На дне рождении друга»«В зоопарке» и мн.другие Применение ролевой игры На среднем этапе обучения английскому языку (5-7 кл.) я использую сюжетно-ролевые игры бытового содержания или имитационные ролевые игры познавательного содержания. Например: «Сервировка стола»;«В библиотеке»; «В супермаркете»;«В магазине»; «В кафе»;«В школе»;«В больнице»и мн.другие Результативность: Применение ролевых игр на уроках английского языка привело к следующему положительному результату:+ У учащихся повысился интерес к изучению английского языка; + Повысился уровень активности, самостоятельности, инициативности;+ Учащиеся поверили в свои силы и знания;+ Учащиеся систематически выполняют домашние задания: повторяют пройденный лексико-грамматический материал, речевые фразы, выражения для диалога, т.к. не хотят подводить своих партнеров по общению, им не хочется выглядеть «неподготовленными» в глазах своих одноклассников;+ Учащиеся стали добрее и внимательнее по отношению друг к другу. Все это привело к успешному решению учебных, воспитательных и общеобразовательных задач Повышение уровня мотивации к изучению английского языка{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}ДО введения ролевой игры в учебный процессПОСЛЕ введения ролевой игры в учебный процесс 33% 93% Участие в различных конкурсах«British bulldog»Мои ученики активно участвуют в различных игровых конкурсах по английскому языку: «Олимпус», «Мультитест», «Альбус» и др. Также большой интерес у учащихся вызывает конкурс по английскому языку - «Британский Бульдог». В 2013-2014г. учащийся 5 класса Дорончану Фарисс занял 1 место в районе. Учащийся 5 класса Хомутов Дмитрий занял 3 место в районе.Учащаяся 7б класса Юлдашева Мария заняла 1 место в районе, Сухарникова Анастасия заняла 2 место в районе.Учащаяся 10 класса Королева Ксения заняла 1 место в районе.Учащаяся 10 класса Илюкина Наталья заняла 2 место в районе. Участие в различных конкурсахВ 2012-2013г. учащийся 4б класса Королев Вадим занял 5 призовое место в конкурсе по английскому языку «Альбус»В 2013-2014г. учащаяся 2а класса Сазонова Александра стала лауреатом конкурса по английскому языку «Олимпусик» Результаты ЕГЭ по английскому языку В 2013-2014 учебном году экзамен по английскому языку сдавала учащаяся 11 класса Королева Ксения, получившая 59 баллов за свою работу. Результаты ЕГЭ по английскому языку помогли учащейся поступить в высшее учебное заведение. Динамика качества знаний по английскому языку{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}КлассУчебный годКачество знаний по английскому языку4 класс2012-201340%5 класс2013-201467%6 класс2014-201580% Вывод: Делая вывод, важно отметить, что ролевые игры имеют большое значение в процессе обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается память, внимание, мышление, творческие способности. Ролевые игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры.Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, развивает и совершенствует речевые навыки учащихся. Ролевая игра является перспективной формой обучения, т.к. она:Способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;Дает учащимся возможность использовать полученные знания, опыт, навыки иноязычного общения в разных ситуациях. Адресная направленность опыта:  Опыт может быть полезен и интересен для учителей иностранных языков независимо от используемой ими программы. Данный методический прием помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, сделать уроки английского языка ярче и интереснее. Способствует сплочению и объединению детского коллектива, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации. Литература: Калимулина О. В. «Ролевые игры в обучении диалогической речи».// Иностранные языки в школе, № 3, 2005г. Лившец О. Л. «Ролевая игра на уроках английского языка».// Иностранные языки в школе, №5, 2002г.Матвеева Н. В. Ролевая игра «A visit of the foreign delegation to the design office».// Иностранные языки в школе, №4, 2005г.Семенова Т. В., Семенова М. В. «Ролевые игры в обучении иностранным языкам». // Иностранные языки в школе, №1, 2005г.David McDowall. An Englishman`s Diary, Longman, 2000г.Drozdova T. Y. Everyday English. Food and Meals. - St. Petersburg, 2008г.James O Driscoll. Britain. The country and its people, Oxford University Press, 2010г.Material from the site: www. Eating Out. com.Oxford English Dictionary: http // www. oed. com. СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ