Консультация для педагогов. Презентация Организация ППРС в ДОУ в соответствии с ФГОС


ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Подготовила: Лещева Анастасия Александровна «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».Е. И.Тихеева ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Образовательные области по ФГОС: Социально – коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно – эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие –направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д. ОО социализация(познание, чтение худ.лит-ры, труд, коммуникация, безопасность) ОО труд(познание, чтение худ.лит-ры, социализация, физ.культура, худ. творчество) Примерные центры активности: центр сюжетно-ролевых игр Центр труда, уголок дежурств ОО безопасность Центр ПДД Центр пожарной безоп. Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.). (включает ОО «Познание»: чтение худ лит-ры, коммуникация, социализация, безопасность, музыка)Примерные центры: Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения, центр сенсорного развития, центр конструктивной деят-ти, центр математического развитияЦентр экспериментирования. РЕЧЕВОЕ развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. (включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы» Интеграция: социализация, безопасность, чтение худ. лит-ры, познание, труд, физич. культура, здоровьеПримерные центры:центр речевого развития или уголок речи и грамотности,центр «Будем говорить правильно»центр «Здравствуй, книжка»логопедический уголок книжные уголки - речевые игры ,энциклопедии, художественная литература, кубики и т.д.Логопедический уголок – дидактические игры и упражнения, (на карточках), картинки по лексическим темам, игры для развития мелкой моторики, шнуровки, печатные игры; Художественно-эстетическое развитие включает в себя -музыкальное, изобразительное, словесное искусство (включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»)Интеграция: познание, чтение художественной лит-ры, коммуникация, труд, социализация, физкультура)Примерные центры:Центр изобразительной деятельности или уголок творчества»Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности Физическое развитие Включает ОО области «Физическая культура», «Здоровье»; Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность.Примерные центры:Центр физического развитияЦентр сохранения здоровьяСпортивный уголок «Будь здоров!» Развивающая предметно-пространственная среда Максимальная реализацияобразовательного потенциала пространстваматериаловоборудованияинвентаря Развивающая предметно-пространственная средадолжна ОБЕСПЕЧИВАТЬ: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах);возможность двигательной активности детей;возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная средадолжна быть (принципы): содержательно-насыщеннойтрансформируемойполифункциональнойвариативнойдоступнойбезопасной Насыщенность среды(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детейсодержанию Программы ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуацииот меняющихся интересов детей от возможностей детей ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды(детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители) ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает: Наличие различных пространствдля игры, конструирования,уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выборадетьми Периодическую сменяемость игрового материала Появление новых предметов, которые стимулируютигровую, двигательную,познавательную иисследовательскуюактивность детей ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельностьСвободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активностиИсправность и сохранность материалов и оборудования БЕЗОПАСНОСТЬ среды: Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности Создавая развивающую среду необходимо помнить:Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.Элементы декора должны быть легко сменяемыми. К какой образовательной области относится:Рисование – художественно – эстетическое развитие.Физическая культура – физическое развитие.Аппликация – художественно – эстетическое развитие.Конструирование –п развитие.Музыка – художественно – эстетическое развитие.ФЦКМ – социально – коммуникативное развитие.Развитие речи – речевое развитие.Лепка – художественно – эстетическое развитиеФЭМП – познавательное развитие Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Основные принципы организации РППС в ДОО: содержательно-насыщенныйтрансформируемыйполифункциональныйвариативныйдоступныйбезопасный БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !