Презентация по психологии Возникновение и развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте


Возникновение и развитие изобразительной деятельностиРаботу выполнила слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование» группы № 11Барышникова Ольга Анатольевна ПланИзобразительная деятельность дошкольникаПредпосылки ИДВозрастная эволюция детского рисункаРоль взрослого в развитии ИДОсвоение пространства листаРисунок ребенка Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. ИД - это сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются:1) двигательный опыт2)представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, 3)отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями. Ребенок, осваивая ИД, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. Предпосылками деятельности, так же как игры и труда, выступает потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. ИД ребенка изучается с разных сторон. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка. Выделяют два этапа эволюции детского рисунка:Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.I – ДоизобразительныйII – Изобразительный Стадия каракулей (от 1,5-до 2 лет)Ребенок начинает замечать, что от того, что он "чиркает" на бумаге карандашом появляются следы и начинает получать от этого удовольствие. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. Примерно через полгода малыш начинает следить за тем, что он рисует. Для взрослого разницы не видно, но для ребенка - это большой шаг в умении контролировать свои движения.   Стадия последующей интерпретации(от 2 до 3 лет) Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей. "Это - папа" или "Я бегу", хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Появление таких названий-рассказов в рисунках говорит о том, что малыш добрался до еще одного важного качественного изменения в мышлении. Он начинает связывать окружающий мир с тем, что у него получилось на бумаге!   Изобразительный этап Рисунки с примитивной изобразительностью (3-4 года)  В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг и т.п. Рисунки упрощены, что на них изображено можно угадать, но если вы спросите у самого художника, то в момент рисования это будет «зайчик убегает от волка», а через два дня «это мы с папой гуляем на улице» (забыл, что изображал). Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное, хотя желаемое от действительного может очень сильно отличаться. В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания, знаменуя начало стадии предметного рисунка. Стадия предметного рисования (4-6 лет) В этом возрасте появляются схематичные детские рисунки. Сюжет и тему можно уже угадать по самому рисунку. Ребенок начинает стремиться нарисовать предметы с его физическими свойствами, объединяя их по смыслу. Если говорить об изображении фигуры человека, то в 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает - дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове. Стадия синтетического способа изображения (6-7 лет). Характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Одновременно обогащаются темы рисунков (интересные сюжеты с животными и людьми, пейзажи и т.д.). Дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.  При синтетическом способе фигура замысливается и изображается как единое целое: учитываются ее точные пропорции. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности. Роль взрослогоЦеленаправленное обучение определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. формируется ручная умелость:Способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши и краски)Установление связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формыДвижения постепенно управляются зрительным контролем. Это формируется на основе действия восприятия. Также под влиянием взрослого у дошкольника складывается представление о цвете как о важном, но меняющемся признаке предмета. Взрослый обращает внимание юного художника на изменчивость цвета, его многообразие. Ребенок учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые сочетания. У него формируется чувство цвета, которое позволяет создать законченный художественный образ. Освоение пространства листа Рисунок ребенкаВ рисунке, как в капле воды, отражается внутренний мир ребенка, его интересы, склонности, предпочтения, желания.В то же время содержание рисунка определяется не только индивидуальными особенностями дошкольника, но и половыми, национальными. В рисование включаются моральные и эстетические оценки, представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, причем нравственные и эстетические эталоны слиты. В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта (отражая в рисунках себя, свою семью, социальные явления). Таким образом,«У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира» Д.Б.Эльконин СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ