Проект по совместному функционалу педагога-психолога и социального педагога на тему «Характер конфликтных отношений в системе «учитель-ученик»


Проект по совместному функционалу педагога-психолога и социального педагогана тему«Характер конфликтных отношений в системе «учитель-ученик» Цель проекта: Выявление особенностей характера конфликтных отношений в системе «учитель – ученик» и создание рекомендаций по оптимизации этих отношений. Задачи: Выявить особенности конфликтных отношений школьников и учителей.Определить значимые характеристики конфликтных отношений в системе «учитель – ученик» и пути снижения конфликтов в современной школе.Разработка общих социально-психологических рекомендаций по оптимизации отношений в системе «учитель – ученик». Гипотеза: При совместной деятельности социально-психологической службы (СПС) школы по оптимизации отношений в системе «учитель-ученик», предполагается снижение конфликтности в этих отношениях. Актуальность проблемы В настоящее время социально – психологическая деятельность по снижению конфликтности отношений в системе «учитель – ученик» является особенно актуальной. Конфликтные ситуации и конфликты возникают в процессе обучения также часто, как и в повседневной жизни человека. Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Когда две стороны находятся в контакте, то, независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта. Роль конфликта многозначна и на сегодняшний день, его рассматривают не только с позиций деструктивности, но и считают, что он может нести конструктивные моменты, играть положительную роль в жизни человека. Исследователями отмечается необходимость изучения различных факторов, побуждающих к возникновению конфликтов, раскрытия взаимосвязей между типами конфликтов и способы их разрешения, определения оптимальных технологий социально – психологической деятельности по управлению конфликтами, формирование когнитивных и мотивационных основ эффективного рационального решения конфликтной ситуации или конфликта. Алгоритм рационального решенияконфликтной ситуации или конфликта 1.Описание ситуации:Дается общее описание ситуации или конфликта, реальная последовательность конкретных событий.2. Выявление участников конфликта (основных и других). Описание особенностей участников конфликта:Основные участники конфликта.Какая из сторон является инициатором конфликта.Группа поддержки Другие участники Психологические особенности участников конфликта (тип темперамента, черты характера, способности, склонности, интересы).3. Микро- и макросреда конфликта (описание реальной действительности):Пространственно-временные условия.Социокультурный контекст конфликта, в том числе культурные нормы протекания конфликта.Социально-психологические условия. Социальные условия. Алгоритм рационального решенияконфликтной ситуации или конфликта 4. Определение основных позиций участников:Основные потребности сторон.Доминирующие мотивы сторон.Основные интересы сторон. Образ конфликта. 5. Описание конфликтного поведения участников:Конфликтные действия. Характер действий.Степень активности в их осуществлении.Направленность действий. Используемые принципы конфликтного поведения.Стратегии поведения. Алгоритм рационального решенияконфликтной ситуации или конфликта 6. Описание динамики конфликта:Возникновение и развитие конфликтной ситуации: Осознание ситуации как конфликтной.Инцидент (действия, провоцирующие резкое обострение противоречия между сторонами).Начало открытого конфликтного взаимодействия. Развитие открытого конфликта.Кульминация конфликта.Разрешение конфликта.Постконфликтная ситуация.Последствия конфликта.7. Выявление точки предотвращения конфликта, оценка возможностей воздействия на конфликтную ситуацию:Точка предотвращения конфликта. Приемы, которые использовали партнеры.Приемы воздействия. Алгоритм рационального решенияконфликтной ситуации или конфликта 8. Выявление причинной обусловленности конфликта:Определение группы субъективных и объективных факторов.Предмет конфликта.Объект конфликта. 9. Общая типологическая характеристика конфликта: На основе всего выявленного проводится обобщенный анализ конфликтной ситуации или конфликта с опорой на основные типологии конфликта. 10. Определение основных направлений в решении конфликтной ситуации или конфликта:Определение цели или целей решения конфликтной ситуации или конфликта. Оценка имеющихся возможностей решения конфликтной ситуации или конфликтаКорректировка целей с учетом выявленных возможностей. Комплекс диагностических методик, используемый СПС при исследовании. Методика по диагностике коммуникативной социальной компетентности (КСК).Методика интегральной оценки эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин).Методика на самооценку структуры темперамента (по Б.Н.Смирнову).Опросник состояния агрессии (Басса-Дарки).Тест на оценку стратегий поведения в конфликте (методика К.Томаса).Тест на оценку уровня конфликтности личности. Общие рекомендации по оптимизации отношений в системе «учитель – ученик» Учитель должен быть заботливым наставником и показывать пример. Для этого он поступает следующим образом.1.Не отдает предпочтения одним ученикам перед другими, не имеет привычки к сарказму, не ставит ребят в неловкое положение и не делает ничего, что оскорбило бы их достоинство.2.Относится к школьникам с уважением и любовью:- создает такие взаимоотношения с учениками, которые делают их восприимчивыми к положительному влиянию учителя;- помогает им успешно учиться;- приучает их к справедливости и порядочности;- так реагирует на неправильные или неполные ответы, что ученик не теряет чувства уверенности в себе и впредь не боится делать ошибки;- интересуется взглядами и системой ценностей учеников, обсуждая вместе с ними их идеи и интересы.3.Подает хороший пример и осуществляет правильный подход к нравственному воспитанию:- обсуждает вместе с учениками важные нравственные проблемы, появляющиеся в классе;- объясняет ученикам, почему нельзя лгать, воровать, задирать других и дразнить их обидными прозвищами;- учит школьников соблюдать такие нравственные ценности, как честность и уважение к окружающим, защищать эти ценности по мере необходимости;- рассказывает о том, что заставляет человека жить, ориентируясь на нравственные ценности.4.Занимается лично с каждым учеником:- старается обнаружить, укрепить и развить способности каждого;письменно поощряет учащихся; записывает свои мысли по поводу успехов каждого; также учитель советует, как им лучше поступить в том или ином случае;если это необходимо, лично помогает ученикам в сложных ситуациях. Направления по оптимизации отношений в системе «учитель – ученик» Коммуникативный тренинг или тренинг коммуникативных умений.Тренинг по разрешению и предотвращению конфликтных ситуаций.Ролевые игры: «ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ», "ОБВИНИТЕЛИ" и «ЗАЩИТНИКИ».Групповые дискуссии.Моделирование конфликтных ситуаций.Аутогенная тренировка.Собрание коллоквиума или школьного собрания по разрешению конфликта. Направления по оптимизации отношений в системе «учитель – ученик» 7. Использование метода принципиального ведения переговоров (участники переговоров – партнеры, которые принимают совместное решение; отделение споров между людьми от решаемых задач).8. Действия независимо от доверия или недоверия. 9. Сосредоточение на выгодах, а не на позициях (изучение интересов сторон). 10.Используется посредничество – это наиболее мягкая форма участия третьей стороны, оно предполагает согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредником и рассмотрение его предложений.11. Не исключены «силовые» методы разрешения конфликтов (от попыток настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции и т. д. до «жесткого» давления, угроз, форм шантажа и др.), но чаще оппоненты переходят к переговорам. Заключение Роль конфликта многозначна и на сегодняшний день его надо рассматривать не только с позиций деструктивности, но и с позиции того, что он может нести конструктивные моменты, играть положительную роль в жизни человека. Умение не допускать конфликтных ситуаций и с достоинством выходить из них выступает стержневой основой профессионализма любого учителя и педагога, позволяя с помощью знания и чувственного опыта ориентироваться в различных педагогических ситуациях, эффективно взаимодействовать с учащимися через понимание себя и их при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Активное использование социальным педагогом и психологом школы комплексной системы коммуникативных тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий, моделирования деловых ситуаций, аутогенной тренировки позволит не только понизить конфликтность в педагогическом процессе, но и повысить качество работы с учащимися, удовлетворенность учеников взаимоотношениями с учителями, дадут возможность решить значимые для профессиональной деятельности психологические проблемы педагогов и учителей школы. Над проектом работали: Фадеева Мария Алексеевна – педагог-психолог; Камшило Галина Яковлевна – социальный педагог;Дивисенко Валентина Васильевна – социальный педагог.