Образовательный материал


Часть 4. Японский музыкальный инструментарий Косьяненко Юлия СПбРГПУ магистратура 2 курс 2014 Традиционные музыкальные инструменты Инструменты придворной музыки гагакуПри исполнении музыки гагаку используются инструменты трех типов: фукимоно – духовые, хикимоно – струнные и утимоно – ударные инструменты. Миниатюрный губной орган сё, состоящий из семнадцати соединенных друг с другом бамбуковых труб. Духовое отверстие находится в основании инструмента. Две трубы глухие; остальные снабжены маленькими металлическими язычками, которые звучат при закрытии пальцевых отверстий. Этот инструмент воспроизводит одну ноту или, чаще всего, аккорд из пяти-шести звуков. Без сё не звучит практически ни одна пьеса репертуара комагаку и музыкального сопровождения танцев. Губной орган сё Язычковая флейта с двойной тростью хитирики, по звуку напоминающая гобой. Этот инструмент используется как мелодический во всей музыке гагаку. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. 18-сантиметровый корпус сделан из бамбука и имеет двойной язычок. Несмотря на иностранное происхождение, этот инструмент используется в сайбара, роэй и других композициях национальной японской музыки, также как и в репертуаре тогаку и комагаку. Поперечная бамбуковая флейта рютэки. Используется в сайбара, роэй, а также во всех концертных инструментальных композициях кангэн и в сопровождениях танцев левой стороны. Ее корпус сделан из бамбуковой трости с обмоткой и имеет семь эллиптических пальцевых отверстий. Также как и хитирики, рютэки исполняет основную мелодию в каждой композиции, но украшает ее изящными фиоритурами. Флейта рютэки Поперечная бамбуковая флейта комабуэ. Используется в репертуаре комагаку и, как правило, сопровождает танцы правой стороны. Корпус инструмента короче, чем рютэки, имеет 36 сантиметров в длину и 6 пальцевых отверстий. Издает резкий, пронзительный звук. Поперечная бамбуковая флейта кагурабуэ. Используется в ритуальной синтоистской музыке микагура и сопровождает танцы императорского двора. Корпус длиннее, нежели у других флейт. Имеет 6 пальцевых отверстий. Звук флейты – резкий и отрывистый. Флейта кагурабуэ Струнные инструменты13-струнная японская цитра со, или гаку-со. Корпус инструмента сделан из павлонии, имеет 190 сантиметров в длину. Шелковые струны гаку-со толще, чем струны кото, поэтому звук гаку-со более жесткий. Струны защипываются пальцами, на которых надеты кожаные колечки с прикрепленными к ним миниатюрными бамбуковыми плектрами. В оркестре гагаку роль со подразделяется на ритмическую поддержку партии ударных инструментов и мелодическую вариацию партии духовых инструментов, объединяя таким образом мелодические и ритмические элементы всего ансамбля. Лютня бива. Была привезена в Японию через Китай из Персии по Великому шелковому пути. Корпус сделан из тутового или красного сандалового дерева. Бива имеет четыре струны и четыре лада. Звучание отрывистое и резкое. Играют на лютне большим плектром, сделанным из самшита. Звук бива служит сигналом к перемене аккорда, которым духовой орган сё аккомпанирует основной мелодии. Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырёх струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива, тикудзенбива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. Бива Ударные инструментыСякубиёси, пара деревянных палочек, используются при исполнении сайбара, микагура, кумэ-ута и адзума-асоби. На них играет солист группы певцов, подчеркивая ритмическую линию каждой композиции. Сделанные из самшита или японского абрикосового дерева, палочки составляют 35 сантиметров в длину. В древности палочки имели форму скипетра. Маленький барабанчик какко, используемый в инструментальных пьесах кангэн и танцах левой стороны. Определяет ритм композиции и оповещает остальных музыкантов о приближающемся окончании пьесы. Корпус барабана имеет около 30 сантиметров в длину и 15 сантиметров в диаметре. У какко две ударные поверхности, сделанные из лошадиной кожи. Какко установлен на черной лакированной подставке. Барабан сан-но цудзуми – барабан-«песочные часы» – используется в аккомпанементе танцам правой стороны. В отличие от какко, подставки у него нет. Корпус имеет в диаметре 45 сантиметров. Существует три типа барабана Исполнитель играет на барабане палочкой, которую держит в левой руке. Роль сан-но цудзуми в репертуаре тогаку такая же, как и у барабана какко. Большой барабан тайко. Он является неотъемлемой частью инструментальной музыки гагаку. Имеются следующие разновидности тайко: цуридайко, дадайко,нинаидайко, фунагакуёдайко. Различные виды тайко используются в разных жанрах гагаку. Самый большой барабан – дадайко, имеющий около двух метров в диаметре, используется в аккомпанементе танцам. Тайко применяется в японских храмах. Популярны выступления барабанщиков тайко как в Японии, так и на сценах мира. Существует 4 типа игры на тайко в зависимости от числа барабанщиков и количества инструментов. Шоу барабанов тайко. Композиция Рекка Бронзовый гонг сёко, обязателен во всех жанрах музыки гагаку. Имеется несколько разновидностей сёко: цурисёко, нинайсёко и осёко, которые используются в различных композициях кангэн и бугаку. Сёко установлен на подставке, играют на нем двумя палочками с роговыми наконечниками. Инструменты ансамбля хаяси Набор из трех барабанов и флейты использовался для:Утаи – чтения нараспев текстов пьес театра Но.Хаяси – традиционной японской музыки, использовавшейся в различных видах искусств. Могла воспроизводиться как небольшим оркестром, так и “а капелла”.Со временем состав инструментов изменился, а ансамбль хаяси стал пониматься как камерный в отличие от торжественного или официального – гагаку. Большинство музыкальных инструментов в хаяси – те же, что используются и гагаку или их последующая модификация. Остановимся на инструментах, характерных именно для хаяси. Хаяси. Песня самураев В нокане имеется «горло»  - отверстие шириной 2-3 мм. Благодаря этому он может издавать фальцетный звук. Также конструкция предусматривает помещение в особое отверстие овального свинцового мундштука, обёрнутого бумагой. Флейта нокан (дословно «трубка театра Но») — поперечная флейта, использующаяся для аккомпанирования представлениям театров Но и Кабуки. Её создали актёр театра Но Канъами Киёцугу с сыном в XIV веке. Для изготовления нокан используются склеенные и перевязанные вишнёвой корой щепки копчёного бамбука. При этом поверхность бамбукового ствола оказывается внутри, что улучшает звук. Длина нокана около 39 см, средняя ширина — 1,7 см. В нокане просверливается 7 отверстий для пальцев. Кото (японская цитра) – щипковый музыкальный инструмент, сделанный из павловнии (адамового дерева) с 13 шелковыми струнами.На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (цумэ, надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезен в Японию из Китая. Первоначально использовался в музыке гагаку. Кото в ансамбле Сякухати – продольная бамбуковая флейта с пятью отверстиями и слегка наклоненной по диагонали головкой, что позволяет музыканту, в отличие от блок-флейты, регулировать звук, изменяя угол наклона флейты.На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты – 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как сяку – «фут», а хати – «восемь (десятых сяку, то есть 8 сун».В настоящее время принято выделять две основных школы (стиля) игры на сякухати:Тодзан-рю и Кинко-рю, названные по фамилиям основателей.Сякухати изначально являлась любимым инструментом бродячих буддийских монахов. И сейчас сольные произведения для сякухати имеют сильное религиозное значение. Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн-буддизма для исполнения медитативных мелодий. Кроме того, флейта была распространена среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий. В сочетании с сямисэном и кото сякухати используется для исполнения музыкальных номеров без религиозной подоплеки.  Сямисен и сякухати Сямисэн (букв. «три струны») – щипковый трёхструнный музыкальный инструмент с тремя шелковыми струнами и каркасом из дерева твердых пород. Ближайший европейский аналог сямисэна – лютня.Сямисэн используется для аккомпанемента в мелодичном пении и сказительном пении и является обязательным элементом в театрах Кабуки и Бунраку.Сямисэн пришел в Японию примерно в XV в. с островов Рюкю. Предшественник сямисена – сансин, на котором играли в королевстве Рюкю. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента санцзянь.Существуют несколько разновидностей инструмента, которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао и используются, в основном, в музыке нагаута. Инструмент с грифом средней толщины называетсятюдзао и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото, токивадзу, дзиута и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западной части префектуры Аомори), используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом – цугару-дзямисэн, игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао и используется в дзёрури. Корпус обтягивается кошачьей (у цугару-дзямисэн — собачьей) или змеиной (питона) кожей. Играют на сямисэне большим плектром бати, который изготовляется из таких материалов как дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, рог, пластик. Наиболее известный среди тардиционных японских инструментов. Игре на сямисэне обучают гейш. Ёшида. Сямисэн Музыкальные инструменты для чайных церемонийТрадиционно используется сямисэн и не имеющий подобия в других музыкальных традициях – природный и рукотворный инструмент суйкинкуцу (буквально пещера водного кото) — музыкальное приспособление, используемое в японских садах. Суйкинкуцу состоит из перевернутого, зарытого в земле кувшина высотой от 30 см до 1 метра, над которым располагается лужица воды. Капли воды, постепенно проникая в кувшин через отверстия в донышке, издают приятные булькающие звуки, которые формируют несложные мелодии. Звуки суйкинкуцу можно сравнить с колокольчиком или японской цитрой кото. Нередко суйкинкуцу оборудуют около рукомойника  для мытья рук перед чайной церемонией.  Популярность сайкинкуцу возросла в период Эдо (1603—1867), тогда был внедрён рукомойник тёцубати. Изобретателем суйкинкуцу считают также мастера чайных церемоний Кодори Энсю. Искусство изготовления суйкинкуцу было забыто, к 1959 в Японии смогли найти только два суйкинкуцу. В 1982 в газете »Асахи Симбун» было приведено подробное описание суйкинкуцу и суйкинкуцу снова обрело популярность.Важной идеей суйкинкуцу является то, что инструмент скрыт и звуки возникают из-под земли. Церемония мытья рук превращается в игру на скрытом музыкальном инструменте. Звук капающей воды воздействует успокаивающе. Ныне в заведениях используется вода из-под крана, а сосуды делаются из металла. Нередко внутрь сосуда ставят электронные усилители звука. Суйкинкуцу в разрезе Суйкинкуцу