Игры для инетересной и разнообразной автоматизации и дифференциации звуков у детей


В дошкольном возрасте особое значение уделяется игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. Такой деятельностный подход по автоматизации и дифференциации звуков наиболее целесообразен, поскольку эти этапы работы порой бывают наиболее трудными и продолжительными.Чтобы занятия в этот период не были скучными и однообразными, я перечитала множество книг и журналов для воспитателей и логопедов. Там предлагается огромное количество интересных и разнообразных игр как для автоматизации и дифференциации звуков, так и на развитие внимания, памяти и многих других функций.Вариантов изготовления пособий множество – у каждого свой, творческий подход. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой) .С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться. Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторенииДля автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символамПериод автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия. Игра «Угости мышонка сыром»Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.Ход игры: Ребёнку предлагается угостить проголодавшегося мышонка сыром. Если ребёнок называет картинки и четко произносит звук Ш-мышонок получит угощение, если нет, то останется голодным. Игра "Жемчужина"Цель игры: автоматизация правильного произношения звука «С» в словах (предложениях).Количество игроков: 1 – 2Игровая задача: для 1 игрока - достань с морского дна жемчужину для Русалочки; для 2 игроков - кто быстрее достанет с морского дна жемчужину для Русалочки.Для игры необходимо игровое поле (распечатать на 2 листах бумаги для черчения формата А4), 1 или 2 фишки, игровой кубик (с цифрами или точками 1, 2, 2, 3, 3, 4).Правила игры: фишки ставятся на ракушку с жемчужиной. Игрок бросает кубик и, в соответствии с выпавшим числом, передвигает свою фишку по картинкам, называя их, четко произнося звук «с». (Если на кубике выпало число 3, то ребенок называет последовательно три картинки: сова, сыр, собака и т. д.). Попав на картинку, от которой идет стрелка, игрок передвигает свою фишку на картинку, указанную стрелкой и называет её и т. д.Автоматизация в предложениях: игроки составляют с картинками предложения, например, «Соня смотрит на сову». Игра «Елочка»Цели игры: автоматизация произношения звука «Ш» в словах (предложениях), развитие зрительного внимания.Правила игры: «Укрась елочку снежинками. Клади снежинки такой же формы, как на елочке. Называй картинки (составляй предложения с картинками), четко произноси звук «Ш».Для игры необходимо распечатать две елочки на листах формата А4 (можно на цветной бумаге – елочку без цветного фона или на белой бумаге – елочки с цветным фоном), снежинки и картинки можно печатать с двух сторон листа плотной бумаги или белого картона формата А4. игра «Снежное облако» Игра «Снежное облако»Цель игры: автоматизация звука «Ш» в словах (предложениях), развитие внимания.Игровая задача: Собери облако снежинок. Клади снежинки такой же формы, как на облаке. Называй картинки (составляй предложения), четко произноси звук «Ш».Для игры необходимо распечатать облака (голубые или такие же белые; облака сделаны с различным расположением снежинок), лист со снежинками в 4 экземплярах и картинки на листах плотной бумаги или белом картоне формата А4. (Можно печатать на одном листе снежинки с одной стороны, а картинки с другой стороны). Игра «Весёлый куб»Цель:автоматизация звуков работа над эмоциональной стороной речи. какая эмоция (страх, радость, грусть, злость, удивление) изображена на стороне куба, с такой эмоцией ребенок произносит данное слово.   игра «Рыбалка»Цель :автоматизация звуковребенок "ловит на удочку рыбу и называют ту картинку, которую "поймал". Игра«Пальчики загибай, слог (слово) называй». Цель: автоматизация звуковРебенок проговаривает слог (слово) с поставленным звуком и загибает пальчики. игра «Цветик семицветик" Цель :автоматизация звука словах. развитие синтеза и анализа звукового состава слова, развитие фонематического восприятия  игра «Поезд»Цель: автоматизация поставленного звука в слогах. Определение местоположения данного звука в слове,называние картинок,которые привёз поезд   Игра «Счёты» Цель: автоматизация звука проговаривает слоги и откладывает на счетах фигурки. Игра«Прошагай слог»Цель: автоматизация звукаребенок произносит слог с поставленным звуком и делает шаг. игра «Дом»Цель : автоматизация звукаХод игры: ребенок расселяет, картинки по этажам. автоматизация поставленного звука в словах. развитие синтеза и анализа звукового состава слова Игра «Улитка»Цель: автоматизация звукаДвигаясь по улитке, ребенок называет предметы Игра «Улитка»Цель: автоматизация звукаДвигаясь по улитке, ребенок называет предметы Игра «Улитка»Цель: автоматизация звукаДвигаясь по улитке, ребенок называет предметы Игра «Звуковые часы»Цель игры :автоматизация звукаХод игры:Назвать картинки-слова, которые показывает стрелка. 4 вариантЦель: дифференциация звуков С-Ш в словах.Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.Ход игры:Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила… 3 вариантЦель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.Ход игры:Логопед:  Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.Логопед: Чем поменялись малыши?Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой. «Звуковые дорожки»Цель игры :автоматизация звука Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.Использование звукоподражаний.Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с. Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь. Пошипеть, как змея ш-ш-ш. Пожужжать, как жук ж-ж-ж. Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь. Погудеть, как самолёт л-л-л. игра«Жучок летит к лепесткам»Цель игры :автоматизация звукаЖучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог. Игра «Дорожки».Цель игры :автоматизация звукаДо картинки добегаем и слово называем. Игра «Найди дорожку для звука»Пройти по дорожке (картинкам) на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук. Игра «Собери картинку»Цель игры :автоматизация звукаРебёнок составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён на собранной картинке Игра «Вертушка».Цель игры :автоматизация звукаКартинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке. Игра «Ромашка».Цель игры :автоматизация звукаСобрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке Игра «Сухой бассейн».Цель игры :автоматизация звукаКоробка с перловой крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её. Игра «День-ночь»Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?Игра «Назвать слова по сюжетной картинке».Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.Игра «Придумай слова со звуком. »Придумать как можно больше слов с автоматизируемым звуком.Игра «Спаси звук».Приходит звукоед, который “похищает” звук из слова, а ребёнок должен спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот.Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука во фразах и предложениях:«Договаривание предложения по картинкам».«Предложения Незнайки».Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка., или слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша. Ребёнок помогает Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.Игра «Придумай предложение».Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог.«Повтори столько раз, сколько… » Логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра. Спасибо за внимание!