Презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме Синтаксические нормы


Подготовка к ЕГЭ. Тема урока: «Синтаксические нормы»Подготовил: учитель русского языка илитературы МБОУ Киевской СОШКозина О.В.2017 год Прочитайте предложения, укажите, какая норма языка нарушена.Сократ, знаменитый древнегреческий философ, уверял, что «я знаю, что ничего не знаю».М.Ю.Лермонтов был не только прекрасным поэтом, так и талантливым художником.В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы.Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.Читая об убийстве старухи –процентщицы, волосы стояли дыбом.Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе. Тема: «Синтаксические нормы». Грамматические ошибки (задание 7)Виды нарушений синтаксической нормы.А)Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.Б)Ошибка в построении СП.В)нарушение в построении предложения с однородными членами.Г)Нарушение в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом.Д)Нарушении в построении предложения с несогласованным приложением. ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОКВид ошибкиПример с ошибкойПравкаОшибки в употреблении падежных форм Неверное управление зависимыми словамиЛ. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.описывать о происшествииОписывать происшествиеоплатить за билетыОплатить билетыУчастковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.Участковый указал на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)Вопреки обстоятельствБлагодаря хорошей погодыВопреки обстоятельствамБлагодаря хорошей погодеПредлог ПО  в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежомПо окончаниюПо прибытиюПо приездуПо истечению срокаПо окончанииПо приездеПо прибытииПо истечении срока   Вид ошибки   Пример1)Смешение предлоговиз - с (со)в - наот - счерез - из-за Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.Настоящий героизм проявился при боях за Москву.От утра до вечера он трудился в своей редакции.Он чуть не погиб через предательство друга. 2)Отсутствие предлога. Нельзя не приклоняться его героизмом. 3)Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени.  Ошибки в употреблении предлогов Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым Род сложносокращённых слов определяется по ключевому словуООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительногоКресло-качалкаотремонтирована. Кресло-качалкаотремонтировано.   нарушение связи между подлежащим и сказуемымo   Ищем в заданиях с буквой  конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.o   Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемo   В задании с буквой должны быть кавычкиo   Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».o   Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.o   Объяснение:§  Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.   Например,  роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».§  Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».  Ошибки в употреблении  имён собственныхИмена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними именинарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.В картине   «Спящем пастушке» Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передалвсю прелесть русской  природы.В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передалвсю прелесть русской  природы. Ошибки в  употреблении однородных членовОшибка в построении предложения с однородными членамиРаскольников придумал и восхищается своей теорией.Натянуть и выстрелить из лука непросто.Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и  восхищается (кем? чем?) ею.Натянуть тетиву и выстрелить из лука непростоОбобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что иобобщающее слово. )Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь,Тургенев, Толстой.Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,Тургенева, Толстого.Пропуск предлога при однородных членах.Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. нарушение однородности понятийo   в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речиНапример, «я люблю рисовать и живопись»8.      нарушение однородности синтаксических элементовo   Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.o   Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.  Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членахЧасти двойного союза должны соединять      непосредственно однородные члены.Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словамине только … но иесли не…, то как…, так иВ Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.(нет союза не только…, а также)В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом o   Задание начинается с деепричастного оборотаo   Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.o   Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?o   Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили»  совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.o   Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда  действие выражено словами «можно, нельзя» нарушение в построении предложения с причастным оборотом   o   Ищем в заданиях причастный оборотo   Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?o   Примеры причастий:  работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.o   Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.o   Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным.  Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему. в построении предложений с причастными оборотамиПричастие должно быть согласовано с определяемым словомЖурналист  беседовал  с  командой  футболистов, участвовавшими в чемпионате. Журналист  беседовал  с  командой  футболистов, участвовавших в чемпионате. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточноеДевушка, сидевшая у окна икоторая хорошо пела, запомнилась всем.Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Замена прямой речи косвеннойВ предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляютсятолько местоимения третьего лицаНекрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.неправильное построение предложения с косвенной речьюo   Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».o    Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку». Построение сложноподчинённых предложенийВ главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.Неверное присоединение придаточной части, создающеенеоднозначность восприятия смысла предложения.В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляетСквозник – Дмухановский.В письме говорилось, что в город, которым управляет   Сквозник -Дмухановский, едет ревизор. Потренируемся. Найдите ошибку в предложении, объясните написание.Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрёл путёвку заранее.Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрели путёвку заранее.С 1 июля началась выдача паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.С 1 июля началась выдача паспортов, (каких?) содержащих закодированные сведения об их владельцах.
Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.Начальник полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.Начальник полиции заверил гражданина в том, что по его заявлению будет проведена проверка.В советском сериале Лиозновой «Семнадцати мгновениях весны» заняты талантливые актёры кино и театра.В советским сериале Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (И.п.) заняты талантливые актёры театра и кино.
Найдите ошибки в предложениях, исправьте их.Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты.Благодаря (Д.п) умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты.Мальчик вернулся и сказал то, что ждал от меня, но не дождался.Мальчик вернулся и сказал, (лишний предлог) что ждал меня, но не дождался.
Найдите ошибки в предложениях.Соль, просыпанная на стол и которая лежала на полке, была куплена три года назад.Соль, (какая?) просыпанная на стол и (какая?) лежащая на полке, была куплена три года назад. (причастные обороты) Соль, которую (что сделали? глагол) просыпали на стол и которая (что делала? глагол) лежала на полке, была куплена три года назад. (Два определительных придаточных)[ - , ( = ) и ( - = ) , = ] .

Найдите ошибки, исправьте их.Вопреки предсказания синоптиков циклон прошел севернее Курганской области.Вопреки (кому? чему? Д.п.) предсказанию синоптиков циклон прошёл севернее Курганской области. Потерпевший пояснил о том, что не сможет описать своего обидчика.Потерпевший пояснил (предлог лишний) то, что не сможет описать своего обидчика.

Найдите ошибки, исправьте их.Традиционно люди на Руси знали и интересовались историей своей семьи, но сами росписи дворянских родов появились только в 16 веке.Традиционно люди на Руси знали историю своей семьи и интересовались ею, но сами росписи дворянских родов появились только в 16 веке.Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением – это повесть для него».Набоков писал о «Шинели» : «Подайте мне читателя с творческим воображением – эта повесть для него». (прямая речь)
Найдите верное продолжение предложения. Выбрав пьесу, 1)началось распределение ролей.2)оказалось, что там слишком много ролей.3)была назначена первая репетиция.4)мы медленно начали репетировать. 4Услышав длинный гудок, 1)только после этого можно набрать номер.2)наберите номер абонента.3)набирается номер абонента.4)значит, линия свободна. 2
Найдите ошибки и справьте их.Наука не только инструмент познания мира, а также и мощнейшее средство подъёма экономической эффективности массовых технологий.Наука не только инструмент познания мира, но и мощнейшее средство подъёма экономической эффективности массовых технологий.Открывая забытые или вовсе неизвестные страницы отечественной истории, исключительно важная работа выполняется специалистами малых музеев.Открывая забытые или вовсе неизвестные страницы отечественной истории, (деепричастный оборот) специалисты малых музеев выполняют исключительно важную работу.(Открывают и выполняют специалисты)

Найдите ошибки, исправьте их.Л.Леонов собирался стать художником и часто говорил, что «я был предрасположен к изобразительному искусству».Л.Леонов собирался стать художником и часто говорил, что он был предрасположен к изобразительному искусству. (нет кавычек, я - он)Демонстрируя произвольную программу, в полной мере проявляется артистизм гимнаста.Демонстрируя произвольную программу, гимнаст (И. п.) в полной мере проявляет артистизм.Демонстрирует и проявляет гимнаст)

Найдите ошибки, исправьте их.Максимилиану Волошину принадлежит ряд статей, опубликованные в газетах под общей рубрикой «Лики творчества».Максимилиану Волошину принадлежит ряд статей, (каких?) опубликованных под общей рубрикой «Лики творчества».Новый спортивный комплекс можно как посещать в будние, так и в выходные дни.Новый спортивный комплекс можно посещать как в будние, так и в выходные дни.

Найдите ошибки, исправьте их.Согласно положения статьи 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе обменять или вернуть непродовольственный товар ненадлежащего качества.Согласно (кому? чему? Д.п.) положению статьи 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе обменять или вернуть непродовольственный товар ненадлежащего качества.Те, кому посчастливилось видеть Пушкина в жизни, считает, что его портрет кисти Ореста Кипренского получился очень удачным.Те, кому посчастливилось видеть Пушкина в жизни, считают, что его портрет кисти Ореста Кипренского получился очень удачным.
Найдите ошибки, исправьте их.Умение чувствовать и видеть по –доброму окружающих людей – показатель не только этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.Умение по – доброму чувствовать окружающих людей и видеть их – показатель не только этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.И.С.Тургенев писал , что «берегите наш язык, на прекрасный русский язык».И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».А: «П».Внезапно наперерез помчавшихся лошадей вылетел незнакомый никому молодой всадник на гнедом коне.Внезапно наперерез помчавшимся(каким?) лошадям вылетел никому незнакомый всадник на гнедом коне.