Презентация к мастер-классу Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС


Мастер-классСовременный урок биологии в условиях реализации ФГОС Федотова Галина Геннадьевна учитель биологииМБОУ СОШ №16 « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Джон Дьюи Игра «Ассоциации» Первый этап «Самоопределение в деятельности» Первый пример 1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач. Урок в 6 классе. Видеофрагмент.Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. А наличие музыки создает эмоциональную и комфортную обстановку. Организационные (базовые) умения Умение принимать или самостоятельно ставить цельУмение планировать деятельностьУмение работать в определенном темпеУмение осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию деятельности Второй этап «Учебно-познавательная деятельность»  Объем учебной информации «знание»  1 шаг «понимание» 2 шаг «умение» 3 шаг «освоение» 4 шаг Информационные (ориентировочные ) умения Умение составлять план текстаУмение работать с таблицами, графиками, диаграммамиУмение работать со справочной литературойУмение составить тезисы выступления, конспект Умение использовать компьютерные технологии Третий этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»  Самоорганизация включает: планирование, выполнение предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания. Усвоения новых знаний и способов действий. Моделирование. Конструирование нового способа действия. Моделирование работы в группах Группа по желанию. Случайная группа. Группа сформированная лидером. Примерное ролевое распределение в группе:Организатор (лидер) – организует работу группы.Секретарь – оформляет решение группы.Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.Спикер – представляет результаты работы группы.Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика». Коммуникативные (показательные ) умения Описывать те или иные процессы и явленияОбъяснять те или иные события, явления, процессыУчаствовать в беседе, диспуте, обсуждении; вести дискуссию, диалогУмение составлять деловые тексты обращения, заявления, резолюции Интеллектуальные (инструментальные) умения Сопоставлять объекты , включая природные объекты, процессы, явленияСравниватьСтруктурировать объектАнализироватьОбобщатьКлассифицироватьСистематизироватьМоделироватьОценивать ???? ! Четвертый этап «Рефлексивная деятельность»  Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Методика расчета коэффициента индивидуального участия. Задания Первый уровень -минимальный (minimal). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся (знание). За выполнение такого задания они получают отметку «3».Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания учащиеся получают отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим (general).Третий уровень - продвинутый (edvands). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5». Сделайте свой выбор в выполнении заданий. Всего выполнить не менее 5 заданий На оценку:«3» - если выполнены только задания уровня 1,«4» - если выполнены задания уровня 1 и 2,«5» - если выполнены задания уровня 1, 2 и 3, Компетентности обучающегося по биологии. Интеллектуальная компетентность:Способность работать с биологической информацией разного типа;2. Умение применять биологические знания в нестандартных ситуациях;3. Владение навыками добывания новых знаний;4. Развитие познавательных процессов. Личностная компетентность:5. Желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность;6. Возможность «добровольного» и осознанного выбора будущей профессии (медико-биологический или химико-биологический профиль). Компетентности обучающегося по биологии. Деловая компетентность:11. Способность конструировать свою деятельность от постановки целей до получения результата;12. Умение самостоятельно строить алгоритм для решения биологических задач; Креативная компетентность:13. Способность любую учебную задачу решать творчески и желание отказываться от образца. Рефлексия на листе бумаги обведите свою ладошку. каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно ( не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно… Литература Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. — М.: НИИВО, 1994.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. № 10. 2003.Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара, 2001.Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8.Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989. Литература Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук — М., 2002.Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на урке и во внеурочной деятельностиАлексеев С.В., Методология компетентностного подхода в системе экологического образования ФЕДЕРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Alekseev_sv2004@mail.ruДозморова Е.В Компетентностный подход. компьютерная презентация ТОИПКРОКоноплева Юлия Владимировна Особенности уровневой дифференциации,