Презентация «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»


Актуальность темы: Проблемы:Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Научно-методические обоснования актуальности темы: Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Гипотеза педагогического исследования: Используя игру как метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней.Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование игры для формирования экологических представлений дошкольников. Формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности. Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи.Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птицВоспитывать умение сочувствовать и сопереживать. Направления работы в рамках методической темы: 1. Создание развивающей экологической среды 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями Предметно-развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини- огород Календарь природы Экологи-ческие игры Мини-лабора-тория Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов Работа с детьми: Занятия.Совместная деятельность.Организация развивающей предметной деятельности. Творческие С правилами 1.Сюжетно-ролевые2.Театральные 3.Строительные 1.Дидактические2.Подвижные Системность, Развивающее обучение, Доступность, Принцип опоры на ведущую деятельность детей. Использование игр на занятиях. - По развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),- По математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),- По ознакомлению с окружающим. Работа с родителями: Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания в форме развлечения, игрПривлечение родителей к участию в экологических выставкахУчастие в праздниках и развлеченияхИндивидуальные беседы, консультацииСтендовые консультацииАнкетированиеКлуб выходного дня Оценка результатов исследования: Для диагностики уровня сформированности экологических представлений детей у дошкольников использовала метод индивидуальной беседы. В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии:представления о сезонных изменениях;представления о домашних животных;представления о диких животных;знания деревьев и кустарников; знания об особенностях родного края;знания об овощах и фруктах;умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;бережное отношение к природе;навыки ухода за растениями и животными;знания о правилах поведения в природе;знание экологических игр. Старшая группа: Высокий уровень развития: 33,3% Средний уровень развития: 63,9% Низкий уровень развития: 2,8% Подготовительная группа: Высокий уровень развития: 76% Средний уровень развития: 23% Низкий уровень развития: 1% Результатами педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников считаю: мои воспитанники научились:Понимать свою роль в окружающем мире.Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.Имеют представления о законах природы.Знают экологические особенности родного края.Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать.Дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними.У детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры. Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательны.Вывод: Таким образом, по результатам диагностики видно, что использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков. Научно-методическая литература: « Азбука общения» Л.М.Шиницина, О.В.Защиринская, А.П,Воронова.«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева, Н.Л.Ноткина, В.И.Логинова« Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.Я.Дрязгунова« Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Иванова« Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» Н.А.Ветлугина«Родной край» С.А.Козлова, Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова.« Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Г.Чистякова«Юный эколог» С.Н.Николаева« Юный эколог. Система работы в старшей группе детей детского сада» С.Н.Николаева