Презентация: Методы и приёмы работы на этапе рефлексии. (Рекомендации и интересные приёмы для учителя)


Методы и приемы работы на этапе рефлексииВыполнила Недумова Н.А. учитель английского языка МБОУ СШ № 2 Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления. Личностно- ориентированное обучение предлагает решать проблему постановки целей обучения, разработки учебного плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки.Введение. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учитьсяЧто такое рефлексия. - вспомнитьвыявить осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты . Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.Цели рефлексии  Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.Деятельность учащихся состоит в том, что учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учитьсяДеятельность учителя и ученика Приём “Рюкзак”Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".Пример.я научился составлять план текстая разобрался в такой-то темея наконец-то запомнил, чем Present Perfect отличается от Past Simple и т.д.Приемы и методы рефлексии. Приём "Цветные поля".Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.Приемы и методы Приём «До-После» из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.Формирует:умение прогнозировать события;умение соотносить известные и неизвестные факты;умение выражать свои мысли;умение сравнивать и делать вывод.В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.Приемы и методы Методы и приемыПриём «Хокку» Приём заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии. Приём «Мысли во времени»Рефлексивный приём, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.Почему я записал именно эти слова?О чем я думал, когда писал эти слова?Чтобы я хотел в записях изменить?Написанное мной имеет или не имеет для меня значениеПриёмы Приём «Сообщи свое Я»Приём "Телеграмма"Приём «З-Х-У»Приём «Мысли во времени»Приёмы Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём. Без рефлексии нет учения. Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению. Вывод: Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам ,чтоб, дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны! Уважаемые коллеги !Не забывайте , что! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!