Презентация к семинару по экономике Современные методы оценивания учебных достижений учащихся на уроках экономики


Современныеметоды оценивания учебных достижений учащихся на уроках экономики Подготовила –Воронина Наталия Георгиевна, учитель экономики КУ «Успенская гимназия №2» 2013 г. Цели оценки знаний и умений учащихся диагностирование и корректирование знаний и умений учащихсяучет результативности отдельного этапа процесса обученияопределение итоговых результатов обучения на разном уровне Сведения из истории Первая бальная система оценок возникла в средневековых школах ГерманииВ мае 1918 г. постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование»В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» подчеркивалось, что в «в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся» и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика. В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»). В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.Приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 04.09.2000 № 428/48 внедряется 12-бальное оценивание Какие навыки учащихся учителя пытаются оценить?Какие цели преследует оценка прогресса школьников в изучении экономики? Какими характеристиками должен обладать хороший метод оценки?Какие методы можно использовать при оценивании? Насколько перечисленные методы обладают характеристиками хорошего метода оценки? Таксономия учебных задач. Когнитивная сфера. Иерархическая классификация Знание(память) Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Способность вспоминать материал, который может включать в себя термины, тенденции, критерии, методологии, обобщения, структуру. Способность адекватно понимать смысл того,что сообщается и частично использовать воспринимаемые материалы и идеи. Этот вид поведения включает в себя перевод в другие термины и формы; интерпретацию – т.е. собственное истолкование смысла идей, их перегруппировку и понимание взаимосвязей между ними; экстраполирование – т.е. умение прогнозировать или предвидеть, основанное на общем понимании, известных тенденциях, направлениях или существующих условияхПредварительно требует:Знания Способность использовать идеи, принципы и концепции в новых ситуациях. Подразумевает способность вспоминать «знаемое» и соотносить его с новым материалом, концепциями и принципами.Предварительно требует:ЗнанияПонимания Способность выделять компоненты идеи и устанавливать логические связи между отдельными частями и целым. Осуществление анализа опирается на использование процессов индукции или дедукции в той или иной форме.Предварительно требует:ЗнанияПониманияПрименения Способность сводить отдельные элементы из разных источников в единую систему или структуру, которая раньше не была очевидной.Предварительно требует:ЗнанияПониманияПримененияАнализа Способность выносить собственное суждение о ценности (для какой-либо цели) идей или методов, решений, способов, материалов. Для определения эффективности или адекватности этих идей используется набор критериев, устанавливаемых самим учащимся или заданных ему учителем.Предварительно требует:ЗнанияПониманияПримененияАнализаСинтеза Иерархия когнитивных уровней: некоторые ключевые слова Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка ОпределитьОписатьВыявитьНазватьВспомнитьУказать СравнитьВыделить различияОбъяснитьПроиллюстри-роватьПересказатьПерефразировать ПрименитьПостроить СконструироватьПродемонстри-роватьРазвитьРазработатьРешить Проанализи-роватьРазделить на категорииКлассифици-роватьВыделить различия СоздатьРазработатьВывести закономерностьСформулироватьПредложитьОбобщить ВыбратьРешитьОценитьВынести суждениеОтобрать Экономичность Надежность Валидность. Дискриминация Характеристика добротного метода оценки Объективность Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков Повседневное наблюдение за учебной работой учащихсяУстный опросПисьменная проверкаПоурочный баллКонтрольные работыПроверка домашних работ учащихся Тесты Определите, до какого вида предпринимательской деятельности принадлежит торговля:А) Коммерческая Б) Финансовая В) Производственная Г) Страховая или посредническая Определите, по какой формуле вычисляют показатель реального ВВПА) Реальный ВВП = Номинальный ВВП х Индекс потребительских ценБ) Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Индекс потребительских ценВ) Реальный ВВП = Номинальный ВВП х Дефлятор ВВП Г) Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ Дефлятор ВВП Определите уровень безработицы, если количество безработных составляет 2 млн.лиц, а численность занятых – 20 млн.лицА) 10 %Б) 9.09 %В) 18 %Г) 40% ЗАДАЧИ 1. Рассчитайте ставку по кредиту, если коммерческий банк привлек денежные средства клиентов на сумму 20 млн. грн. За нормой резервирования 15 % все возможные денежные средства банка даны в кредит. Прибыль банка составляет 0,8 млн. грн. Ставка процента по депозитами – 13 %.Решение:Мы узнаем, какие средства банк имеет право предоставить в виде кредитов 20 млн грн. ∙ (1-0,15) = 20 млн грн.∙ 0,85 = 17 млн грн.Сумма, которую банк обязан выплатить под проценты по депозитам вкладчикам 20 млн грн ∙ 0,13 = 2,6 млн грн.3. Подставляем в уравнение наши данные 17∙Х- 2,6 = 0,8 17∙Х=0,8+2,6 Х =3,4:17 Х = 20 % Ответ : ставка по кредиту – 20 % 2. Рассчитайте, на сколько лет предприниматель взял кредит в банке на сумму 500 000 грн. под 20% годовых при условии ежегодного погашения простых процентов и с учетом того, что конечная сумма долга будет 1 000 000 грн.Решение: Ответ: предприниматель взял кредит на 5лет Реферат Реферат - это вид письменной работы, предполагающий реферирование (изложение содержания) и компилирование (соединение результатов чужих исследований) текстов в связи с избранной темой, с обязательным самостоятельным выводом.Цель использования этого метода в обучении – выработать и совершенствовать умения самостоятельно находить, изучать необходимые материалы по теме, планировать работу, излагать письменно в соответствии с планом, делать вывод, защищать в устной форме. Критерии оценки реферата Новизна текста: а) актуальность; б) новизна и самостоятельность ; в) наличие авторской позиции2. Обоснованность выбора источников литературы3. Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) обоснованность способов и методов работы с материалом; г) полнота и глубина знаний по теме; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять 4. Соблюдение требований к оформлению: а)насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б)оценка грамотности и культуры изложения ; в)владение терминологией; г)соблюдение требований к объёму реферата.  Эссе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.Применение эссе на уроках экономики способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме. Виды эссе 1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа) 2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу 3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишет) 4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме Критерии оценки эссе · наличие грамотного, развернутого ответа на поставленный вопрос;· владение экономическими понятиями и терминами; · логика построения композиции эссе; · приведение аргументов, примеров, цитат, использование графического и статистического иллюстративного материала;· умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения;· четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме. Работа с «сырыми» данными «Сырые» данные – статистическая информация, результаты исследований, конкретные факты из жизни - все шире используются в преподавании экономики. Они делают процесс обучения более интересным. Их использование позволяет выполнить выражаемые многими школьниками пожелания о том, чтобы учебный курс приобрел связь с конкретными экономическими ситуациями или решениями. МЕТОД ПРОЕКТОВ Основные цели проекта :1. Научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели;2. Научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели;3. Сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников; технология работы с информацией);4. Сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; 5. Развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного; 6. Развивать у каждого позитивный образ себя и других, умение истинно оценивать себя. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА 1. Значимость и актуальность2. Необходимая и достаточная глубина проникновение в проблему и привлечение для ее решения знаний из разных областей жизни и науки3. Полнота и содержательность 4. Оригинальность 5. Современное оформление 6. Наличие значимого продукта проведения деятельности Компьютерная презентация Создание презентации состоит из трех этапов:I.  Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:1.      Определение целей.2.      Сбор информации об аудитории.3.      Определение основной идеи презентации.4.      Подбор дополнительной информации.5.      Планирование выступления.6.      Создание структуры презентации.7.      Проверка логики подачи материала.8.      Подготовка заключения.  II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.   III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации. Оценивание презентаций Название критерия Оцениваемые параметры Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела Дидактические и методические цели и задачи презентации  Соответствие целей поставленной теме Достижение поставленных целей и задач Выделение основных идей презентации   Соответствие целям и задачамСодержание умозаключений Содержание Достоверная информация Язык изложения материала понятен аудиторииАктуальность, точность и полезность содержания Заключение  Повторение основных целей и задач выступления ВыводыПодведение итоговКороткое и запоминающееся высказывание в конце Дизайн презентации  Шрифт (читаемость) Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)Элементы анимации «Успешка» За любой вид познавательной активности на уроке ученик получает соответствующую объему и глубине действия купюру (от 1 до 5 баллов.)На уроках экономики  обязательно награждать первый ответ, даже если он неверенВторым шагом в совершенствовании «денежной» системы стало введение альтернативной стоимости оценки. Каждая «успешка» помимо ценности в баллах, имеет ценность в ученических благах. Например,1 балл или «право на опоздание»; 3 балла или «право на подсказку»,5 баллов, или «освобождение от зачета». Заработав такую «купюру», ученик может либо обменять её на оценку, либо «расплатиться» за необходимое благо, потеряв оценку. Третья составляющая системы «успешек» наиболее сложна и спорна – итоговая оценка. Правило накопления «купюр» позволяют даже слабому и терпеливому ученику всегда быть отличникомИспользуется система рейтинга. По окончанию семестра проходит подсчет «накопленного». Кто набрал максимум – завоевывает 1 место, второй – 2 место и т.д. Оценки учитель ставит по своему усмотрению. с 1 по 3 места-«10-12», с 4 по 6 «7-9» и т.д. На различных этапах обучения используются различные виды оценки знаний учащихся:Диагностирование: текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятийКонтроль:Итоговая (проводится после изучения каждой темы) и семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждого семестра Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха