Формы организации сотрудничества с семьёй, с целью повышения экологической культуры дошкольников


Формы организации сотрудничества с семьёй, с целью повышения экологической культуры дошкольников 1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах. 2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются: В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы предлагаем использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (игры, бюро педагогических услуг, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Такие формы работы проводим по принципу: • педагог — родитель; • педагог — ребенок — родитель.Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. При выборе форм общения с родителями отказываемся от назиданий, стараясь привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания», мы проводили предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать. Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел. Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки. Например Также используем и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.• Дайте оценку этому поступку.• Как бы Вы поступили?• Что надо делать, когда встречаете птиц?• Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?• Надо ли помогать птицам? Как?• Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?Словесные ситуации Эффективной используемой формой работы с родителями является, например, круглый стол «Ребенок и домашние животные». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.Круглый стол 1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?4. Как Вы сами относитесь к животным?5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным. 1. Имеются ли дома объекты природы?2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным. 1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным. 1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным. Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Педагогические ширмы Такую форму работы, как консультации, например «Природа, как средство эстетического воспитания ребенка, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. А консультацию «Приобщение детей к природе» можно начать с викторины по знанию комнатных растений, задавая вопросы детям и взрослым. Например.• Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).• Назови растение и расскажи: какого ухода оно требует?• Придумай нежные слова своему растению.Консультации После ухода детей воспитатель: • рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их; • дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома; • напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда; • советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их. Самой эффективной формой работы является проведение экскурсий (в парк, на водоем, музеи, станцию юных натуралистов и др.), праздников и развлечений с участием родителей. Например:• Праздник урожая.• Синичкин день.• Масленица.• КВН «Знаем ли мы природу».• Чиполлино – наш лучший друг. Экскурсии, праздники и развлечения с участием родителей. Вся суть нашей работы ярко отражена в словах К.Станиславского: «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский) Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»ФИО___________________________________________Возрастная группа________________________________1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей? ___________________________________3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________В чем это проявляется?– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________В чем это проявляется?– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________Нужно ли это делать? ___________________________________________8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________ ФИО____________________________________Возрастная группа________________________1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.______________________________________________________________________________________________________________________________________2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.______________________________________________________________________________________________________________________________________3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)Приложение 2. Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье" «Книга в семье» 5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком? __________________Цель обсуждения:Предлагаю просто пересказать. Спрашиваю, что нового узнал из книги. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________ Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________ Как часто? При каких ситуациях?– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть) В лес всей семьей. (Обговорить правила поведения в природе.) В весеннем лесу! (Познакомить с первоцветами, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)Учимся наблюдать за изменениями в природе. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)Впереди лето. (Познакомить с ядовитыми растениями, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)Ребенок на даче. (Приобщение ребенка к труду в природе.)Приложение 3. Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию Как прекрасен этот мир – посмотри!Осенняя пора.Три белых коня (зимние месяцы года).Окружающий мир глазами детей.Чудесные поделки из природного материала.Коллаж из листьев.Пожар — это беда леса! Давайте беречь воду!Приложение 4. Примерная тематика выставок и стендов, оформленных совместно с родителями. Материал круглого стола для родителей 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы: • Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества? • Оказывает ли общество влияние на природную среду? • Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе? 2. Разобрать предлагаемые ситуации. 3. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).Приложение 5. Сбережем родную природу • Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».Правильно ли поступила мать?Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?Чему способствовала мать постановкой такой задачи?Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?Ситуация 1 • Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе. Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе с взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?Ситуация 2