Проблемный диалог на уроках английского языка


Проблемный диалог в английском языке В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который может быть реализован технологией проблемного диалога – современной образовательной технологией деятельностного типа.На уроках английского языка различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалогСостоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для формулирования проблемы учениками. Подводящий диалогПредставляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует логическое мышление. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. 4 приёма применения технологии побуждающего диалога: Прием 1 Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Прием 2 Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Прием 3Проблемная ситуация с противоречием между житейским и научным фактом создается в два шага:Шаг 1: учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2: сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Прием 4Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?» {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Прием 1Постановка проблемы«Rainbow English» 6 классUnit 2, step 4Анализ Учитель УченикиПредъявление противоречивых мнений– Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK.(Проблемная ситуация.)Побуждение в осознанию– What is strange? – Is it one country or three different countries?– One country has many names. (Осознание противоречия.)Побуждение к проблеме– What will we speak about today?– The United Kingdom of Great Britain and Northern IrelandтемаФиксирует тему на доске. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Прием 2Постановка проблемы«Rainbow English» 5,6 классыАнализ Учитель УченикиАктуализация изученного– Read the words– What do they mean?– Say, tell (5 класс, Unit 5, step 5)Come, go(5 класс, Unit 5, step 4)- High, tall (6 класс, Unit 1, step 5)Задание на новый материал– Can you put these words into correct places in the sentences?Работая в парах, ученики заполняют пропуски в предложениях (или выполняют другие задания на употребление данных слов)1. You and your friend are in the classroom. You say, “Let’s … to the gym.”2. You are in the house. Your friend is in the street. you say, “… in and have a cup of tea with me.”Проверка задания– Let’s compare the resultsУченики зачитывают свои варианты ответов. (Проблемная ситуация)Побуждение к осознанию– Why do we have different sentences?(Осознание проблемы)Побуждение к проблеме– Why is it so? – What do we need o do the task?Как правильно употребляются слова - say, tell-come, go-high, tall темаУпотребление - say, tell-come, go-high, tall {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Прием 3Постановка проблемы«Rainbow English» 5,6 классыАнализ Учитель Ученикипрактическое задание «на ошибку»На доске написаны правильные глаголы, от которых нужно образовать Past Simple с помощью -edУченики образуют форму Past Simple help- helped, work-worked.По аналогии образуют Past Simple от глаголов, имеющих некоторые орфографические особенности: try, play,stop, travel, decideпредъявление научного факта сообщениемПредъявление правила(Nota bene)Осознание противоречия.Побуждение к осознанию - Как вы образовали форму Past Simple сначала? – А какие особенности вы заметили?Побуждение к проблеме– Чем же мы будем сегодня заниматься?Учиться образовывать форму Past Simple у некоторых правильных глаголовтемаФиксирует тему на доске Особенности прибавления окончания –ed: если слово оканчивается на немую –е, оно теряет эту гласную при прибавлении суффикса: live + ed = livedесли о д н о с л о ж н ы й глагол в инфинитиве оканчивается на одну согласную с предшествующим к р а т к и м гласным звуком, то конечная согласная удваивается: stop + ed = stopped если слово оканчивается на –у с предшествующей с о г л а с н о й, слово меняет –у на – i: cry + ed = criedесли же перед –у стоит г л а с н а я, то –у сохраняется: play + ed = playedесли глагол оканчивается на l, то l удваивается: cancel + ed = cancelled {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Прием 4Постановка проблемы«Rainbow English» 5,6 классыАнализ Учитель Ученикизадание на известный материал– Say all you can about this place in autumn. Выполняют знакомое задание легкозадание на новый материал– Say all you can about this place in autumnИспытывают затруднение. (Проблемная ситуация)Побуждение к осознанию проблемы– Can you do it? Why? – What’s the problem? – – необходимо знать как употребляется глагол to be в Past Simple (Осознание проблемы)Побуждение к проблеме– What is our theme today?(Употребление глагола to be в прошедшем времени)темаФиксирует тему на доске УчительУченики- Рассмотрите картинку , посчитайте сколько детей изображено на ней (обратите внимание на количественные числительные)(Ученики вспоминают знакомые числительные.)Посмотрите на вторую картинку, посчитайте детей по порядку ( обратите внимание на то, что изменилось в числительных)Ученики делают предположения, что числительные, обозначающие количество, отличаются от числительных, обозначающих порядок при счете- Как образуется порядковое числительное?Учащиеся делают вывод о том, что имя числительное образуется с помощью –th. Исключение составляют числительные one, two, threeПредположения учащихся подтверждаются наглядно следующим слайдом. При помощи учителя учащиеся формулируют правило образования порядковых числительных. onetwothree fourfive sixseveneight nineteneleven twelve I’m the first.I’m the second.I’m the third.I’m the fourth.I’m the fifth.I’m the sixth.I’m theseventh.I’m the eighth.I’m the ninth.I’m the tenth.I’m the eleventh.I’m the twelfth. four - the fourth (the 4th)five - the fifth (the 5th)six – the sixth (the 6th) eight - the eighth (the 8th)nine - the ninth (the 9th)twelve - the twelfth (the 12th )thirteen - the thirteenth (the 13th)fifteen - the fifteenth (the 15th)twenty - the twentieth (the 20th)one hundred – the one hundredth (the 100th) Исключенияone - the first (the 1st)two - the second (the 2nd)three - the third (the 3rd) На этапе введения нового материала или систематизации ранее изученных правил эффективным является использование заданий на анализ, обобщение, систематизацию и выявление закономерностей. Ученики добывают новые знания или обобщают изученное самостоятельно, а не получают их в готовом виде.


Использование проблемного диалога способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов. Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования:метода постановки проблемы; метода поиска решения – подлинное понимание материала;продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия , которые делятся на три группы: познавательные; коммуникативные;регулятивные;
Познавательные действияразвивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать


Коммуникативные действияКоммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действияРегулятивные навыки формируются благодаря центральным компонентам технологии.


Личностные результаты





Таким образом технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.