«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»


«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Васильевой Ольги Васильевныучителя начальных классов МБОУ СОШ № 56 города ВоронежаНа тему: Проект «Поздравительная открытка»(1 класс) ПРОЕКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»Проект «Поздравительная открытка» Навык клавиатурного письма учащиеся могут эффективно применить при работе над проектом «Поздравительная открытка». Открытку можно подготовить, например, к Новому году, 23 февраля, Международному женскому дню 8 марта, 9 мая. К этому моменту учащиеся, как правило, заканчивают изучение клавиатуры и могут с небольшой скоростью набирать любые короткие тексты. Проект «Поздравительная открытка»Цель проекта: Используя возможности доступной компьютерной среды (набор текста, рисование в графическом редакторе, вывод на печать) и приемы художественного труда, создать поздравительную открытку для своих близких.Продолжительность: 2 ч.Предметные области: филология, технология, искусство. Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:• рисовать инструментами графического редактора;• создавать поздравительную композицию;• составлять текст поздравления;• набирать и форматировать текст поздравления;• распечатывать готовую работу.Что узнает учитель при проведении этого проекта:• кто из взрослых является наиболее близким для ребенка человеком (кого ребенок хочет поздравить в первую очередь);• что является ценным для детей, чего они желают своим близким. ИКТ-компетентность:• овладение наравне с развитием традиционных навыков письма квалифицированным клавиатурным письмом ; знакомство с основными правилами оформления текста, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста;• создание текстов с помощью компьютера: клавиатурное письмо; основные правила оформления текста; работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа; ИКТ-компетентность:• редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова); • первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом и рисунком;• знакомство с простым графическим редактором изображений; создание творческих графических работ. Описание проекта. Проект «Поздравительная открытка» особенно актуален в первом классе, т.к. позволяет учащимся уже в самом начале долгого школьного пути продемонстрировать полученные навыки и приготовить яркий и запоминающийся подарок своей семье, мотивирующий и ребенка на дальнейшую учебу. Работа над проектом может быть распределена по трем предметным областям: технология (набор текста поздравления и компьютерный рисунок), искусство (разработка композиции открытки, дополнительное художественное оформление с помощью материальных технологий), русский язык (составление текста поздравления). Начало работы. В первую очередь необходимо обсудить тему рисунка для открытки. Для новогодней открытки это может быть изображение елки, снеговика, дома под снегом, зайчика, снежинки, подарка и т.д. Каждый из названных объектов нетрудно создать в графическом редакторе, даже если у детей небольшой опыт рисования на компьютере. Желательно заранее уточнить возможные варианты композиции, это поможет детям быстрее справиться с заданием. Разработка композиции рисунка. Интересна модель реализации этого проекта в мультимедийных средах Лого. В этом случае открытка может стать одним из первых опытов коллективного проекта. Мультимедийные среды Лого позволяют превращать любой рисунок в независимую форму, которую можно надеть на живущую в ЛогоМирах черепашку. Черепашку, в свою очередь, можно поместить в любое место экрана и задать ей нужный размер и расположение относительно других черепашек, «наряженных в новогодние костюмы», «в весенние формы — цветы, деревья, птицы» и т.д. Разработка композиции рисунка. Следует распределить работу между детьми так, чтобы каждый из них нарисовал один объект. Учитель должен помочь перенести нарисованные объекты в поле форм, а потом собрать формы в одно общее поле. Таким образом получится набор готовых картинок разных авторов, из которых можно легко создавать разные композиции. Подготовка текста поздравления. Для подготовки текста поздравления следует обсудить с учащимися следующие вопросы:Какие обращения принято употреблять в поздравлении?Как начать поздравление?В каких случаях употребляются прописные (большие) буквы?Что желают друг другу близкие люди в Новый год? и т.д. Результатом такого обсуждения может стать текст поздравления, составленный общими усилиями, который каждый учащийся самостоятельно напечатает на своей открыт- ке, выбрав подходящие размер шрифта, цвет и стиль начертания. Дополнительное оформление и распечатка готовых работ. Готовые работы распечатываются на принтере. При желании их можно дополнительно украсить аппликацией. Это займет еще один урок, но сделает открытку более красочной и интересной.