Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС


Аттестационная работа1Слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»Лопатинский Дмитрий Дмитриевич____________________________________________________МОБУ СОШ №2 г. СочиНа тему:Метапредметный подход при реализации структурного подхода ФГОС Актуальность: цели и задачиАктуальность. Одним из условий реализации ФГОС в школах России является выполнение требований к результатам освоения содержания ООП. В стандарте выделяются три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные. Цель. Если первые две группы результатов знакомы учителям и учащимся, то метапредметные результаты – относительно новое понятие, требующее разъяснений. Однако в тексте стандарта «расшифровки» метапредметности нет. Только в п. 8 стр. 5 написано, что к метапредметным результатам относятся, «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). То есть к «метапредметным результатам относятся межпредментые понятия»?Задачи. Способы формирования универсальных учебных действий. 2 Основные понятия:Определение «мета» в Большом энциклопедическом словаре. Мета (от греч. meta) в буквальном смысле означает – «между», «после», «через») всеобщее, интегрирующее объединение, означающее промежуточность, следование за чем-либо. Принцип (лат. рrincipium – основание, начало) по словарю-справочнику – основное положение, руководящая идея. Метапредметность – это исходный, базовый термин, задающий ведущие идеи, или стратегию образовательной деятельности. К таким идеям относится поиск первичных, первообразных смыслов содержания образования.Метапредметный подход – это технология преобразования смыслов, получение производных образовательных продуктов, тактика деятельности, способ реализации метапредментости.Метадеятельность – универсальная деятельность, которая относится к «надпредметной», операциональное средство реализации заданного подхода. 3 Предметная деятельностьПредметная деятельность – любая деятельность с предметом (решаю задачу, учу стихотворение, пишу сочинение). В предметной деятельности есть то, что делает её осознанной и ответственной:стратегия (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка фактов, вывод);проект (замысел, реализация, рефлексия);сценарий (выстраивание вариантов развития событий);модель (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов логических конструктов изучаемых систем);выстраивание системы мыслительных операций, изготовление эскизов, рисунков, чертежей, которые конкретизируют и детализируют проект);мысленное создание будущего состояния объекта на основе предвидения.4 Формирование метапредметных результатовМетадеятельность – это универсальный способ познания определяется уровнем владения метаспособами, то есть – общим уровнем развития личности.Метаспособы – элементы метадеятельности, способы, с помощью которых обучающийся находит новые варианты решения задач, строит планы и программы, позволяющие найти различные пути решения задач.Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; это результаты полученных знаний, приёмы и методы дальнейшего познания (когнитивные умения) и возможности работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов применения знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения. Они лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». 5 Формирование метапредметных результатовПроектно-исследовательская деятельность является важным средством формирования метапредметных результатов, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, становление исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является развитие познавательных мотивов, исследовательских метаумений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.Исследовательская практика позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.6 Формирование метапредметных результатовФГОС требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Одной из таких технологий является исследовательская деятельность. Её особенности:создать представление об исследовательском обучении как ведущем способе научной деятельности;обучать метазнаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;развивать метаумения и навыки исследовательского поиска;обеспечивать познавательные потребности и способности;развивать коммуникативные навыки (партнёрское общение);укреплять навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, применение);формировать метаумения: оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.7 Метапредметные результатыМетаумения – присвоенные обучающимся метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.То есть, метазнания и метаумения выступают как обобщенные результаты применяемых метаспособов деятельности.Следовательно, метапредметность, как принцип, обеспечивает переход от сегодняшней практики деления знаний на предметы к завтрашнему целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные результаты образовательной деятельности, следовательно, выступают освоенными результатами деятельности, применяемые далее, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.8 ЗаключениеМетапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания. То есть, принцип метапредметности заключается в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»). Это различные техники, графические модели знания, приёмы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).9