Презентация по русскому языку на тему Однородные и неоднородные члены предложения (8 класс)


На столе лежали яблоки, груши и сливы. Однородные члены предложения 1. Отвечают на один вопрос;2. Являются одинаковыми членами предложения;3. Равноправны друг к другу и соединены между собой сочинительной связью;4. Обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. 5. Могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными. Что сделали Сосны,березы, лиственницы обступили поляну. какЯ люблю идти в лесу тихо, с остановками. какОна играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Повторяющиеся слова однородными членами предложения не являются. За деревней леса, леса, леса. Однородные и неоднородные определения 1.Одинаково относятся к определяемому слову; 2.произносятся с интонацией перечисления; 3.допускают вставку союза (и); 4.к ним можно подобрать обобщающее слово Она запела чистым, звучным голосом. ( т.е. прекрасным ) 1.Относятся к определяемому слову по-разному: к сущ. относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с сущ.; 2.не допускают вставки союза (и ); 3. произносятся без интонации перечисления; 4.характеризуют предмет с разных сторон, не создавая о нем единого впечатленияЯ живу в новом каменном доме. Соединительными союзами:И; ДА; НИ-НИ;ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И;КАК…, ТАК И Разделительными союзами:ИЛИ; ЛИБО; ТО-ТО; НЕ ТО - НЕ ТО Противительными союзами:А;НО; ДА; ЗАТО; ОДНАКО; ЖЕ Однородные члены предложения соединяются Интонацией перечисления 1.Если однородные членыпредложения связаны только интонациейВ лесу распустились медуницы, пролески. , .2.Перед повторяющимися союзамиИ берег ,и море молчали. И , и .3.Перед противительными союзами(а, но, да(= но).Он поворчал, но согласился. ,но .4.Перед второй частью двойных союзовОни посетили не только музей, но и выставку. не только , но и . запятаяставится 1.Перед одиночным соединительными и разделительными союзамиКрасные и синие цветы. и 2.Внутри группы однородных членов предложения, соединенных попарно:Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи. и , и 3.Если два однородных члена предложения образуют устойчивое словосочетание: и то и се, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертвОн был ни жив ни мертв. Запятаяне ставится Обобщающие слова при однородных членах предложения 1.Впереди однородных членов предложенияОна очень любила сладости: конфеты, зефир ,мармелад. : , , . 2.После однородных членов предложенияВ лесу, в полях, на лугах – всюду стали распускаться первые цветы. , , - . 3.Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжаетсяГрибы: подосиновики, маслята, сыроежки – лежали в корзине. : , , -… . 4.Если перед однородными членами предложения есть вводное слово ,например: , , . ,а именно: ,как-то : Расставьте знаки препинания. Найдите однородные члены предложения. Укажите, чем они связаны. 1.Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то что чувствовал. 2.Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды вокруг коряг. 3. Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей. 4.Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. 5.В темный густо заросший угол сада доносилась военная музыка. 6. Люди мечтают о длинном лете а я мечтаю о длинной теплой туманной осени.7. Великолепное ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе.8. Раздался страшный оглушительный удар грома.9. Человек оставшись в лесу один обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или сшибает палкой сухие листья10.В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира в Ватикане и Эрмитаже в Лувре и музеях Флоренции и всюду видел людей восхищающихся гениальными творениями художников. Ответы:1.Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовал. 2.Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды вокруг коряг. 3. Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей. 4.Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. 5.В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка. 6. Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной, теплой, туманной осени.7. Великолепное, ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе.8. Раздался страшный, оглушительный удар грома.9. Человек, оставшись в лесу один, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или сшибает палкой сухие листья10.В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира: в Ватикане и Эрмитаже, в Лувре и музеях Флоренции – и всюду видел людей , восхищающихся гениальными творениями художников. ТЕСТ № 1 Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.1.Спорт,музыка,чтение книг всегда увлекали меня.2.А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.3.В лесу и на полях все было занесено снегом.4.Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также клен зазеленели приветливо и свежо.5.Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых. ТЕСТ № 21.Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.2.Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.3.Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги,- все радовало глаз.4.По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.5.Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,- декоративные кустарники. ОТВЕТЫ Задание: найдите предложения ,в которых допущены пунктуационные ошибки. Тест №1. Предложения 4, 5. Тест №2. Предложения 1, 4. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи. Спишите .Расставьте, если нужно, знаки препинания. Сколько рядов однородных членов в предложении? Начертите схему. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи. 1- однородные сказуемые; 2- однородные дополнения; 3- однородные обстоятельства. и и или . I обратил внимание и убедил II на способности и склонности III в школу искусств или училище живописи Схема предложения: А) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть.Б) Последние два дня дул холодный пронизывающий ветер.В) Снег скрипел под её чёрными маленькими ботинками.Г) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой. Найдите предложения с неоднородными определениями. А) Он приезжал домой пообедать да переночевать.Б) Он походил на мастера или на управляющего.В) Олег прислушался, но не услышал ничего.Г) Нигде ни садика, ни длинного забора. Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания. А) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.Б) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг.В) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.Г) Он коллекционировал как марки, так и открытки. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах. А) Распоряжения его были всегда быстры точны отчётливы.Б) Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.В) В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.Г) На деревьях стогах домах везде лежал снег.