Автономное пребывание человека в природной среде 2016г


Преподаватель ОБЖКовалев Александр Прокофьевич СОШ № 2г. Моздок Причины попадания человека в условия вынужденной автономии. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила поведения в условиях вынужденной автономии. Преподаватель ОБЖКовалев Александр ПрокофьевичСОШ № 2г. Моздок 1. Тетрадь на обложке или суперобложке должна быть подписана с указанием школы, класса, предмета, фамилии и имени ученика.2. В тетради должны быть записи всех уроков и домашних заданий за данный учебный год. Заведение новой тетради согласуется с учителем.3. В тетради должны быть указаны:- дата каждого урока;- тема каждого урока;- содержание урока;- домашнее задание;4. В тетради должны быть все записи, выполненные на уроке по требованию учителя.5. В тетради должны быть все записи, связанные с выполнением письменных заданий, если они не предусматривали иное.6. В тетради должны быть записи всех уроков и домашних заданий за данный учебный год. Автономное существование - наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична. Автономное существование в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.Автономное существование человека в природной среде может добровольным или вынужденным. Акклиматизация - процесс приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях окружающей среды. Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях с использованием для этого всего, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания и практический опыт. 1. ЧС природного характера: стихийные бедствия, (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары). 2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.). Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции). 3. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды. А) Климатогеографические особенности района: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, давление атмосферы, ветер, ураган), а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериодика (полярная ночь, полярный день), колебания магнитного поля Земли. Б) Психофизиологические факторы: страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы. Факторы, способствующие выживанию: А) психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность, обученность действиям при выживании); Б) одежда, водно-пищевой запас, подручные средства, используемые для различных целей, аварийно-спасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи. В автономном существовании человек столкнётся с ситуациями: А) резкого изменения теплового режима; Б) акклиматизации и реакклиматизации; В) изменения режима питания, питьевого режима. Резкое изменения теплового режима: Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные ("разнотермные") и гомойотермные ("одинаковотеплые"). Пойкилотермность - фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность организмов зависит от изменений температуры среды. Гомойотермность - фактор, повышающий выживаемость. Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4°С - 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а понижение - переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей. Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических реакций при усвоении пищи. 1. Кондукцией (кондукция (проведение) - прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотдача - в положении лёжа. 2. Конвекцией - теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела. Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция. 3. Излучением (излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей. 4. Испарением - влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей (потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека. Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы - всё это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению новых. Регулирование теплового режимадостигается несколькими способами: а) оптимальным чередованием состояния активности и покоя; б) оборудованием простейших временных укрытий из природных и подручных материалов; в) организацией рационального питания; г) организацией внешних источников тепла (костров). I. По предназначению: 1. Дымовые - разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров и мошкару; 2. Жаровые - для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей; 3. Пламенные - для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания пищи. II. По их устройству: 1. "Шалаш" - пламенный 2. "Колодец" - пламенный (в сырую погоду) 3. "Звёздный" - пламенно-жаровой 4. "Нодья" - жаровой 5. "Очаг" - пламенный Акклиматизация и реакклиматизация: Акклиматизация в горной местности: Факторы, отрицательно влияющие на организм: снижение концентрации кислорода в воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность ультра-фиолетового излучения солнца. Акклиматизация в жарком климате: Факторы, отрицательно влияющие на организм: высокая температура воздуха, значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение суток. Характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые судороги (при большой потере минеральных солей). Акклиматизация в условияхКрайнего Севера: Факторы, отрицательно влияющие на организм: низкая температура окружающей среды (в зимние месяцы до - 60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная ночь), ультрафиолетовая недостаточ-ность. В этих условиях происходит резкое изменение реактивности организма. Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима может привести к бессоннице и невротическим состояниям. Реакклиматизация - повторное приспособление к ранее привычным условиям после временного пребывания в другой климато-географической среде. Окружающая среда - увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания. Порядок действий: 1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство, выйти из очага пожара и т.д.) 2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь; 3) дать оценку сложившейся ситуации; 4) выработать план дальнейших действий: А) сориентироваться на местности; Б) принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья; В) соорудить временное укрытие; Г) принять меры по обеспечению пищей и водой; Д) принять меры к подаче сигналов бедствия. а) Сориентироваться на местности: Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звёздам, компасу, по квартальным столбам (квартальные столбы: грань между двумя наименьшими номерами - всегда ориентирована на север). б) Принять решение: Оставаться на месте, если: сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции; место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.); направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно. Уйти с места аварии, если: точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть; - возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.; - человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из-за окружающей его густой растительности; - в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение о движении необходимо на месте первоначального местонахож-дения оставить ТУР (куча камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление движения. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала. в) Временное укрытие (соорудить) г) Обеспечение пищей и водой:Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения - воздержаться в приёме. Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом. Косвенные признаки съедобности растения: - плоды, поклёванные птицами; - множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; - птичий помёт на ветках и стволах; - растения, обглоданные животными - плоды обнаруженные в гнёздах и норах. Рыбалка: леска - из шнурков, одежды.Крючок - сережки, блесна - пуговицы, невидимки. Вода - фильтровать, кипятить (камни опускать в воду). В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток. д) Подача сигналов бедствия: - с помощью радиостанции (азбука Морзе), пиротехнические сигнальные средства, - сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде равностороннего треугольника), с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на самолёт, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на расстоянии до 25км), - сигналы международного кода - вытаптываются на снегу, выкладываются из камней, веток, дёрна и др. подручных средств:Домашнее задание § 1 стр. 6-9