Презентация Психологические особенности подросткового возраста


Прекрасный и одновременно сложный подростковый возраст Автор: Осинцева Елена Сергеевна 1. Разделиться на группы2. Обсудить: Каковы особенности подросткового возрастаКак вы их учитываете на уроках физической культуры Задание Возраст подростков Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет;Фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка может происходить и на год раньше, и на год позже. Какими словами характеризуют подростковый период Переходный;Трудный; Критический; Начало перехода от детства к взрослости. В жизни современных детей есть моменты двоякого рода 1. Моменты, тормозящие развитие взрослости; 2. Моменты, стимулирующие их взросление. Какие процессы сопровождают подростковый возраст? Подросток Перестройка организма Перестройка самосознания Формирования нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками Расширения сферы интересов и умственного развития Перестройка организма неравномерностью его физического развития; совершенствованием мускульного аппарата; процессом окостенения скелета. Перестройка организма (примеры) 1.Несоотвестствия в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается в объеме, начинает работать более мощно. А диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к расстройствам кровообращения;2.Неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии;Активное половое созревание происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания. Перестройка самосознания (новообразование в личности подростка) Является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок -чувство взрослости; Рождаясь как смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым. Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; Он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как «маленького»: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п.; У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства: он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность; В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности;Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых. 1. Подростку трудно с самим собой, в это время ему, как никогда, нужна свобода и уверенность в том, что он по-прежнему интересен и любим.2. В этом возрасте ребенок начинает испытывать множество новых для него ощущений, но не успевает научиться говорить об этом и выражать свои новые желания.3. Его поведение может быть вызывающим.4. На самом деле это попытки достучаться до взрослых любым путем.5. Ребенок окончательно отделяется от родителей как личность и ему важно понять, чем и как он от нас отличается. Без конфликтов выяснить это просто невозможно. Привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости Курение - сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих; Игра в карты;Употребление вина; Специфический лексикон. Взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения;Особая забота о привлекательности своей внешности, в стремлении подогнать свой облик под образцы моды, особенно у девочек; Приемы кокетства; Способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п. Продолжение Что препятствуетблагополучной форме перехода к новому типу отношений с взрослыми? 1. Сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»; 2. Полная материальная зависимость от родителей; 3. Прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребенка; 4. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведении; 5.Отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно. Формирование чувства взрослости в интимно-личном общении со сверстниками У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым; В результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка очень большую ценность; По своей психологической роли общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвигая на второй план, как учение, так и общение с родными. Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со сверстниками Для подростков наиболее важными становятся - личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность и др; Поэтому подростки дружно осуждают «измены» товарищу и группе, нарушение договоренности, отказ в помощи, стремление к первенству и командованию, зазнайство и выпячивание собственных достоинств, нежелание считаться с мнением товарища,Такие особенности поведения порождают обиды, столкновения, конфликты. Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, вызвать их симпатию может проявляться по-разному Это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых (паясничанье); Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением. Подростки чутки к мнениям и оценкам сверстников Замечания, недовольства и обиды друзей заставляют его задуматься о причинах этого, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, что способствует развитию очень важной для общения способности - умения ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Большое место в общении близких друзей занимают разговоры Они пронизывают различные занятия, прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому что, по мнению подростков, «самое интересное – разговаривать;Дети обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению - о планах, мечтах и замыслах, о симпатиях и антипатиях; Много внимания уделяется интимным вопросам, связанным с половым созреванием; Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям - требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну;Дружба подростков эмоциональна, насыщена множеством переживаний относительно характера личных отношений. У подростков(по сравнению с младшими школьниками) Увеличивается численность двух крайних групп детей - популярных и изолированных. Меняются отношения между мальчиками и девочками Появляется острый интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим — интерес к собственной внешности, забота о привлекательности; У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется скованность, интерес друг к другу; В 12-13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения, которые вначале могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать посещение дискотек, кино и т.д. В последние десятилетия У значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых связей, что во многом является результатом влияния средств массовой информации, активно влияющих на искусственную "сексуализацию" интересов детей и подростков. Подростки начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности Появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами; Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения. Интеллектуализация затрагивает процесс Восприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом означает не что иное, как подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений. У подростка происходит дальнейшее развитие рефлексии Способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции; В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Которые делает их взрослыми в собственных глазах. Подростки особенно готовы к тем видам обучения Заинтересованность учащихся;Их склонность к изучению предмета;Знание, с какой целью изучается материал;Где в жизни они могут использовать полученные знания. Основой успешного усвоения учебного предмета, являются Мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены; А новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы. Почему падает интерес к учебе у подростков? Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски;Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности;У подростка вызывает неудовлетворенность то, что в школе он не пополняет опыта самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых он все чаще сталкивается на практике. Какие это мотивы? Другие причины падения интереса к учебе у подростков Изучению в школе подлежит сложный учебный материал, трудный для усвоения учениками; Умения школьников самостоятельно работать, самостоятельно изучать учебный материал сформированы на низком уровне; Учителя зачастую не умеют эффективно организовать и управлять учебно-познавательной деятельностью школьников, не могут научить школьников выполнять эту деятельность. Которые обычно предъявляет свои требования к учебной деятельности подростков;Эти требования дополняют друг друга, либо в какой-то мере противоречить друг другу или даже носить взаимоисключающий характер; Например, один учитель склонен высоко оценивать самостоятельные суждения подростков, другой же уделяет много времени разного рода тренировочным упражнениям и не особенно поощряет атмосферу дискуссии на уроке, столкновение точек зрения. На успеваемость подростков влияет и появление нескольких учителей-предметников Если взрослые хорошо понимают цель обучения для отдаленного будущего ребенка, то для самого ребенка это зачастую непонятно; Ребенок живет не будущим, а настоящим, в нем преобладают эмоции и импульсы непосредственной жизнедеятельности, он живет сегодняшними интересами; Принуждая его учиться и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим;На этой почве возникают конфликты между школой и ребенком, между семьей и ребенком. У него рождается убеждение, что он учится для родителей, для кого угодно, но только не для себя. Почему возникают такие проблемы у подростков? Перед каждым учителем встают задачи разрешения проблем:формирования у подростков положительной настроенности к учению, проблема успеваемости,возбуждения внутренних стимулов познавательной активности. В связи с этим