Презентация — рекомендации Направления воспитательной работы в школе-интернате VIII вида


Направления воспитательной работы в СКШ 8 видаМАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Дятлова И.Г. Задачи СКШ VIII видаМаксимальное преодаление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.Подготовка учащихся к производительному труду.Социальная адаптация в условиях современного общества. Цель воспитательной работы –социализация воспитанников Задачи воспитательной работы:1. Выработка положительных качеств личности.2. Формирование правильной оценки окружающих и самих себя.3. Формирование нравственного отношения к окружающим.Специфическая задача:Повышение регулирующей функции интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях в разных видах деятельности.«Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой (2006 год) НравственноеЭстетическоеТрудовоеФизическоеВоспитание социально-нормативного поведенияСоциально-бытовая адаптация и ориентация Посеешь мысль – пожнёшь поступок.Посеешь поступок – пожнёшь привычку.Посеешь привычку- пожнёшь характер.Посеешь характер – пожнёшь судьбу.Народная мудрость. Методы формирования нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений:Рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций, ролевые игры, моделирование правильного поведения. Воспитание социально-нормативного поведения Методы формирования привычек социально-нормативного поведения:Практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение. Методы стимулирования, подкрепления социально-нормативного поведения:Поощрение, наказание, соревнование, осуждение, похвала.Система поощрения и наказания. 1. Правильно организованный режим учреждения.2. Соблюдение охранительно-педагогического режима.3. Личный пример педагога.4. единство требований в учреждении и в группе педагогов. Условия формирования социально-нормативного поведения: 1. доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность, связь с жизнью, использование наглядных средств, личный пример).2. увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности. Требования к беседе, рассказу, разъяснению, анализу ситуации: 3. обеспечение интеллектуальной активности (сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация, доказательства, оценивание, уствновление причинно-следственных связей; чёткость выводов, содержащих рекомендации к СНП школьников; систематичность и разнообразие повторения норм поведения, оценка и самооценка поведения.) КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  Специальная коррекционная школа VIII вида готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельностиНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.Формирование нравственного сознания Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает прежде всего формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках. Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания. Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом. У учащихся младших (1-Ш) классов формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и пр.У учащихся средних (IV-VI) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну. У старших подростков (VII-IX классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива; готовность выступать против недостатков, в защиту слабых, обиженныхЭтапы формирования Формирование навыков и привычек общественного поведения – важная задача нравственного воспитания.Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление “может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других привычек” (С.Я. Рубинштейн). . В отечественной педагогике выделяется две группы методов нравственного воспитания, так как в его процессе формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе:1) Методы формирования нравственного сознания;2) Методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений. Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни, собственный пример. направлены на ориентацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения. Сущность этих методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, “… но прежде всего – потребности вести себя соответствующим образом” (Г.И. Щукина). Приучение может предшествовать разъяснению или следовать за ним. В 1-2-м классах вспомогательной школы воспитатели приучают детей к определенным правилам поведения, хотя осознание самой нормы еще не всегда доступно ребенку. Оно придет несколько позднее, когда умственное развитие ребенка будет выше.Методы, формирующие поведение ребенка “Едва ли, - писал он, - можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит”. Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно – таков принципиальный тезис В.П.Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка.Профессор Л.Г.Бельский писал: “Если нам удается настолько ослабить дефекты характера, что как сам ребенок или подросток, так и его окружающие не будут их ощущать, то мы сможет сказать, что задача наша выполнена”.“Любить детей – этого мало, надо знать их, а этому надо учиться, - говорил профессор М.Н.Гернет. - Знать детей в норме и в отклонениях от нее, чтобы быть действительно ваятелем полноценной личности, какого бы качества исходный “материал” ни достался”. В.П.Кащенко говорил: “Каждый ребенок проявляет свои особенности, которые требуют специальных мероприятий. При правильной постановке дела вполне возможно (и это необходимо) хорошо и детально знать каждого в отдельности ребенка, знать, какие требования можно предъявлять каждому ученику без какого-либо вреда для него и без напряжения сил его. Благодарим за внимание!Успехов в работе!!!