Презентация Дыхательная гимнастика для дошкольников


Дыхательная гимнастикаАвтор:Болдарева С.А.воспитатель-методистДОУ №9 «Восход»эл. адрес: boldareva-1977@mail.ruг. Шахтёрск, 2014Управление образования администрации г. Шахтёрска ДОУ №9 «Восход» Наша речь осуществляется благодаря четкой и правиль­ной работе всех органов, при­нимающих участие в речевом акте. Важной частью речи яв­ляется дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппа­рат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воз­духа.Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;- заниматься до еды;- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;- дозировать количество и темп проведения упражнений;- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». «Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. «Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку. «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз). «Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю. «Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз). «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза). «Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.) «Шарик» - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть. «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. «Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд). «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз. «Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш». Литература:Н.М. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».Н.В Новотворцева «Речевая гимнастика для дошкольников».Л.П. Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»