Презентация к уроку литературы в 9 классе А.С. Пушкин. Роман Евгений Онегин — собранье пёстрых глав.


Бурдеева Лариса Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 7 с. Пожарское,первая квалификационная категория Цель: 1. Подготовиться к восприятию пушкинского романа;2. Познакомиться с хронологией создания романа;3. Выявить особенности онегинской строфы. Ю. Лотман:«Исчерпать онегинский текст невозможно»Н. Долинина: «Всё вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и Весёлого человека. Вот почему я всегда, каждый Раз с трепетом открываю эти страницы. Южная ссылка ------------ Болдино 9.05.1823 25.09.19301831 – переделал последнюю, 8 главу, и написал письмо Онегина к Татьяне.19 октября 1830 сжёг 10 главу, хотя раньше читал отрывки Вяземскому, Тургеневу.Таким образом, роман состоит из 8 глав ипредставляет законченное произведение. Часть первая ПредисловиеI песнь –Хандра. Кишинёв, ОдессаII – Поэт. Одесса, 1824III – Барышня. Одеса, Михайловское, 1824 Часть вторая IV песнь – Деревня. Михайловское, 1825 V – Именины. Михайловское, 1825, 1826 VI – Поединок. Михайловское, 1826Часть третьяVII песнь – Москва. Михайловское, Петербург, 1827 - 1828VIII – Странствие. Москва, 1829; БолдиноIX – Большой свет. Болдино Время романа – 1819 – 1825 годы(предгрозовая атмосфера революционного и национально – освободительного движения, усиление реакции)Цель автора – воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина.В романе – и свой, авторский, собственный духовный рост, и развитие своих героев. Проблема: судьба молодого человека.Первые главы – в южной ссылке, романтические поэмы, задумал написать о человеке, неудовлетворённого своей жизнью.В чём принципиальное отличиеромантических поэм Пушкина от новогопроизведения?Только ли Пушкина волновала судьбамолодого человека? Жанр романа – роман в стихах.Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Роман в стихах – наиболее развернутая и объёмная форма лиро-эпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму.Роман в стихах характеризуется широкоразвитым сюжетом, пронизанным лирическими отступлениями, создающими в целом образ Лирического героя. Язык романа – любимый пушкинский 4-стопный ямб.Служит для придания поэтической речиразговорного характера.Так определилась Онегинская строфа,изобретённая Пушкиным для его любимого произведения. Строфа – (греч. – поворот) – сочетаниестихов, образующих рифу, единство.Онегинская строфа – 14 строк, одна ита же схема рифмы.I 4-стишие – абаб - перекрёстная II 4-стишие - ввгг - смежная III 4-стишие - деед - опоясывающая IV 2-стишие - жж - смежная Посвящение к роману.Посвящение обращено к Плетнёву (1792 – 1865), литератору, позднее ректору Петербургского университета.Плетнёв - один из ближайших друзей А.С.Пушкина.Работа с текстом Домашнее задание:Прочитать 1 главу романа.Составить цитатный план по теме «День Онегина»В чём сущность и причины онегинской хандры? Темы сочинений по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»1. Образ Евгения Онегина 2. «Почему Онегин оказался лишним человеком»? 3. «Татьяна - положительная героиня в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина» 4. «Я так люблю Татьяну милую мою» 5. «Онегин и Ленский» - «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» (сравнительная характеристика Онегина и Ленского по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)», 6. «Онегин и Чацкий в произведениях «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова» Учебник «Литература 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой; М. – 2012. Русская литература 9 класс. Практикум. М.- 2005. Литература 9 класс. Методические советы. М. – 2001.И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе 9 класс.