Советы логопеда родителям будущих первоклассников


Лапина Мария Петровнаучитель-логопед МАОУ СШ №1 р.п. КрестцыСоветы логопеда родителям будущих первоклассников ^ Развитие устной речи включает в себя следующие составляющие:- развитие фонетико-фонематических процессов-развитие словарного запаса- развитие лексики- развитие грамматики- Развитие связной речи Звукопроизношение Ребёнок должен правильно произносить все звуки речиЧто делать?► Устранить нарушения► Закреплять вновь поставленные звуки в самостоятельной речи ребенка В неразрывной связи со становлением звукопроизношения находится и развитие фонематических процессов. В них стоит различать 3 аспекта: - фонематическое восприятие- фонематические представления- навыки фонематического анализа и синтеза. ^ Фонематическое восприятие – это способность на слух воспринимать(дифференцировать) смыслоразличительные признаки близких фонем: например, бочка – почка, коза – коса. ^ Фонематическое представление – это- умение правильно повторять слоги с оппозиционными звуками: ча – ша (за – жа; по – бо; ла – ра) умение придумать слова или подобрать, начинающиеся с определённого звука: р, с, ш и т. д.^ Фонематический анализ – это умение выделять отдельные звуки в слове и называть эти звуки по порядку. Такой анализ доступен для 78% детей 6-ти лет (на базе коротких трёхбуквенных слов.). Фонематическое (слуховое) восприятие Ребенок должен называть слова с заданным звуком; определять позицию звука в слове; определять количество и последовательность звуков в слове; составлять слова из звуков;Что делать?► Тренироватьназванные умения► Четко знать все буквы алфавита Слоговая структура слова Ребенок должен безошибочно произносить слова типа: экскурсовод, сковорода и т.п. Что делать?► Необходимо произносить с ребенком сложные слова,отхлопывая каждый слог Грамматический строй Ребенок должен понимать и употреблять предлоги; владеть навыками словообразования; словоизменения; согласования слов Что делать?► Исправлять ошибки! ► Игры:● «Скажи ласково» ● «Один-много» ● «Из чего - какой?»● «Давай посчитаем» Количественный рост словаря происходит следующим образом: год 3 мес. - 4 – 5 слов год 6 мес. - до 30 слов 2 года - до 300 слов 3 года - 1000 слов4 - 6 лет - 3000 – 4000 слов Словарный запас взрослого человека не менее 5000 слов Словарный запасЧто делать? ► Объясняйте новые слова► Словесные игры: ● «Назови птиц, животных, цветы, цвета, транспорт, времена года и ихпризнаки, месяцы, профессии и т.д.» ● «Подбери признаки к предмету»● «Скажи наоборот»● «Части целого»около2000 слов Связная речь Ребенок должен отвечать на вопросы; пересказывать; рассказывать об увиденном; составлять рассказы по картинке;.Что делать?► Чтение и рассказывание сказок► Вопросы по содержанию сказки(полные ответы ребенка)► Пересказать сказку► Рассказывание из личного опыта► Запоминать и рассказывать стихи. 5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется; составить небольшой рассказ по серии сюжетных картин.Должна быть достаточно развита мелкая моторика. А развивают мелкую моторику: рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков, работа с мелкими деталями конструктора и др. Должны быть сформированы основные компоненты речи: 1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан, не потенце, а полотенце и т.д.2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук… 33 Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный, не шесть карандашов, а шесть карандашей и т.д.4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы (близкие по значению), антонимы (противоположные по значению), владеет обобщающими понятиями (например: груша, яблоко, персик - это фрукты и т.д.). 5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется; составить небольшой рассказ по серии сюжетных картин.Должна быть достаточно развита мелкая моторика. А развивают мелкую моторику: рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков, работа с мелкими деталями конструктора и др. Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ! Картинки:Гриб http://www.kiddybook.ru/stati.htmlАрбуз http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=28089Ягоды http://alimero.ru/tag/Транспорт http://900igr.net/kartinki/geografija/Transport-v-Rossii-1/003-Transportnyj-kompleks-Rossii.htmlСова http://pupils.ru/informatsija-ot-gorono/7913/Дети на скамейке http://oantonova.clan.su/index/logopedija/0-19Звуковой разбор http://www.koreana.ru/?do=zvukovoy-analiz-slov-shemiРегулировщик http://gametruck.ru/project/arc/multfilmy-po-pdd-f2.htmlАквариум http://crosti.ru/picture/18568/Семья http://gimn79.3dn.ru/index/roditeljam/0-19