Презентация на тему Анализ лирического текста А.А.Ахматовой «Ржавеет золото…» (5-11 классы)


Анализ лирического текста А.А.Ахматовой «Ржавеет золото…» Содержание работы: Эпиграф:«Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом, и приложимых к жизни, - это гармония идей с жизнью». Текст произведенияПлан анализаТезаурусХарактеристика методики анализаАнализ Приложение А.А.Ахматова Ржавеет золото и истлевает сталь,Крошится мрамор - к смерти все готово.Всего прочнее на земле печальИ долговечней - царственное слово. План анализа: Характеристика методики анализа;Разложение текста на элементы (по уровням) ;Структурная семантика, основной структурный принцип текста; Выявление доминанты формы;Определение темы стихотворения АнализМетод Ритм СтихИнверсияАссонансАллитерация Тезаурус Характеристика методики анализа: Структурный анализ направлен на выявление внутренних закономерностей художественного произведения. В рамках данного подхода осмысляется структура произведения и ее функционирование. Произведение рассматривается как внутренняя целостность, состоящая из отдельных элементов, но изучаются не они, а связи между ними, системы их взаимосвязей и взаимодействие самых этих систем (фонологических, ритмических, лексических), ибо структура это и есть система внутренних взаимодействий в художественном произведении. Структурная семантика: Начало стихотворения очень лаконично, первые две строки – короткие нераспространенные предложения, на первом месте в которых стоят глаголы-сказуемые .Тема смерти, разрушения, тления в 1-й и 2-й строках стихотворения противопоставлена теме вечности, бессмертия в 3-й и 4-й строках. Данный прием – скрытая антитеза. В основе структуры текста лежит принцип дихотомии движения и покоя, материального и идеального. Выявление доминанты формы: Доминантой формы на уровне лексики как раз является словосочетание Царственное слово, идеальное, а это – «Слово». Определение темы стихотворения. темой данного стихотворения является нетленность слова, его вечность. Итоговый вывод Таким образом, применяя методику структурного анализа, мы пришли к выводу, что все элементы данного текста и связи между этими элементами представляют перед нами произведение как некую целостность (и на уровне ритмики, и на уровне слова, и на уровне поэтического синтаксиса). Литература Асоян А.А.Пролегомены. Лекции по теории литературы – Омск, 1995.Асоян А.А.PROSCOLIUM. Инструментарий и практика анализа литературного произведения. – Омск, 2006.Барковская Н.В., Лейдерман Н.Л. и др. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 1998.Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974. Глава «Школа гармонической точности».Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы. – Екатеринбург, 2004.Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста. – М., 1973.Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3-х тт. Т.1. – Таллинн, 1992.Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995.Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск, 2003. Топоров В.Н.Петербургский текст русской литературы. – М., 2003.Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 4-х тт. Т.4. - М., 2005.