Презентация к уроку литературы «Литературная игра по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»


Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает от первой до последней фразы. 1 2 3 4 5 10 5 40 50 10 20 10 20 40 10 50 30 40 50 30 20 40 5 5 10 30 10 30 20 10 Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Каким был директор школы? Он всегда: и зимой, и летом - ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? Происхождение и род занятий: оба были греками и математиками. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. Почему герой не боялся уколов? Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». Какова главная мысль этого рассказа? Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это по может сохранить нравственное здоровье человека. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния?Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершим их из храбрости, а наш герой - из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг». Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не безучастия его ученика. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? Шурик Авдеенко С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. Почему смех был очень действенным средством воспитания? Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный. Когда происходит действие рассказа? Во время Великой Отечественной войны. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». Харлампий Диогенович. Как изменился герой после этой истории? «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его операторы в своей бронзовой спеси перестали замечать, что ни смешны». «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя. Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Центр спорта и образования Олимп» Москомспорта Аппазова Светлана Танатаровна