Презентация по русскому языку на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)


Бессозное сложное предложение(Урок в 9 классе)Подготовила учитель русского языка и литературы Л.В.Валуйская Что надо знать: *типы предложений ( простое – сложное, тип сложного);*главные члены предложения;*части речи;* корни с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными и согласнымиЧто надо уметь-определять грамматическую основу предложения;определять тип предложения;определять границы простых предложений в составе сложного;применять правило «Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными и согласными».
Правописание гласных и согласных в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиесяАТТЕСТАТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, КАСАТЕЛЬНАЯ, КОЭФФИЦИЕНТ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ДИРЕКТОР, КОМИССИЯ, КОРИДОР, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ, СОБИРАТЬ ТЕТРАДИ, ВЗРОСЛЫЕ.* На какую тему подобраны слова диктанта? Надо вспомнить!(ОБЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ)- Как определить тип предложения – простое или сложное?- Какие члены предложения называются главными (грамматической основой)?- Можно ли по объему предложения определить: простое или сложное? - Может ли простое предложение быть больше (объемнее) сложного?- Какие типы сложных предложений вы знаете?- Как определить тип сложного предложения? С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т аЗадание: определить тип предложения (простое, сложное), выписать грамматическую основу. *Какой темой объединены все предложения?1.Куда бы нас Отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое.2. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.3. Герой рождается для жизни, а умирает за Родину.4. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и только истинная храбрость приносит ему пользу. * Выписать синонимы из предложений Самостоятельная проверка в парахПростые предложения – 2,3.Сложные предложения -1, 4. 1.Отчизна ни послала, мы сделаем. 2. Люблю. 3. Герой рождается, умирает. 4. Жизнь принадлежит, храбрость приносит. Изучаем бессоюзные сложные предложенияА) Бессоюзные предложения – это такие предложения… (закончить фразу).Б) Чем отличаются бессоюзные и бессоюзные сложные предложения - по смыслу ( стр. )?В) Какие знаки препинания возможны в бессоюзном сложном предложении?Г) Изобразить схему бессоюзного сложного предложения.Д) Выписать бессоюзное сложное предложение, расставить знаки препинания, определить грамматическую основу, границы простых предложений.1. Высоко в небе сияло солнце и горы зноем дышали в небо.2. Лес в который я вошел был очень част и глух. 3. Ветер дул с суши у берега вода была спокойна. Внимание – при проверке!А)…в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов.Б) В бессоюзных сложных предложениях смысловые отношения выражаются менее четко.В) Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.Г) [ ], [ ]. Д) [Ветер дул с суши], [у берега вода была спокойна]. → Тренировочные упражненияА) Синтаксические синонимыУпр.№ 215Задание: заменить бессоюзные сложные предложения синонимичными союзными предложениями.Б) Знаки препинания в бессозном сложном предложенииУпр.№ 214выписать 3 бессоюзных сложных предложения, определить границы, подчеркнуть грамматическую основуили: Упр.№ 217выписать 3 бессоюзных сложных предложения, расставить знаки препинания, определить границы, подчеркнуть грамматическую основу Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении1.В бессоюзном сложном предложении два и более грамматические основы.2. Простые предложения в составе бессоюзного сложного равноправны.3.От одного простого предложения в составе бессоюзного сложного можно задать вопрос к другому.4. Схема бессоюзного сложного предложения: [ ], [ ].5. Бессоюзные сложные предложения можно заменить синонимичными сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями.6. Бессоюзное сложное предложение по объему может быть короче (меньше) простого предложения.7. В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются только интонацией, без союзов и союзных слов.8. В бессоюзных сложных предложениях ставятся такие знаки:… Поставь себе оценку 1 + 5 + 2 + 6 + 3 – 7 + 4 + 8 , ; - : (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) Чтобы закрепить знания,запиши домашнее задание1.На повторение орфографии – упр.2932. Определить тип предложения, подчеркнуть грамматическую основу.А) – упр.216Б) – упр. 291