«Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов».


РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВБогомазова С.Н.Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ МОиН РФ от 17октября 2013 г. № 1155Профессиональный стандарт педагога План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА 20 СЕНТЯБРЯ 2013 СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ МИНТРУДА РФВозможное наименование должности: Педагог (воспитатель) дошкольного образования. Воспитатель.Необходимые умения:Демонстрировать знание предмета и программы обучения.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.Уметь объективно оценивать знания воспитанников на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.Уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии.Использовать и апробировать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.Владеть ИКТ компетенциями. В соответствии с результатами мониторинга специалистов психологической службы МО РФ к современному педагогу должны предъявляться такие новые требования как: владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке; ориентация на развитие креативной личности;способность «видеть» многообразие обучающихся, учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности; способность общаться с другими участниками образовательного процесса; способность улучшать среду, проектировать психологически комфортную образовательную среду; умение применять здоровьесберегающие технологии. ПАРАДИГМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).Готовность педагога к инновациям включает три основных компонента: ОЦЕНКА РИСКА:Возможные риски:В силу личностных особенностей некоторые педагоги продолжат проявлять повышенную тревогу, связанную с переменами в дошкольном образовании.Различные жизненные обстоятельства могут не позволить педагогам пройти все этапы реализации проекта.Некоторые педагоги не смогут освоить современные технологии, использовать новые формы сотрудничествам и партнерства ДО с воспитанниками и семьями. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ: Повысить работоспособность педагогов, снять их тревогу, связанную с переменами в дошкольном образовании;Обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах.Повысить профессиональную компетентность педагогов (педагоги смогут сделать воспитанников субъектами образовательного процесса, использовать различные современные технологии в обучении дошкольников с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, установят партнерские взаимодействия с воспитанниками семьей и пр.),Создавать благоприятные условия для самообразования ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРеализация содержания ФГОС ДО может быть обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм, методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий.Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса.Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности педагогов в образовательном процессе. РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность по: обучению и развитию педагогических кадров; выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта, создание собственных методических разработок для обеспечения педагогического процесса и решения задач образовательной программы ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в дошкольном учрежденииПо отношению к конкретному педагогу целью методической работы является формирование индивидуальной, авторской высокоэффективной системы педагогической деятельности.Для достижения этой цели происходит: Обогащение знаний педагогов Развитие ценностных ориентиров, убеждений, мотивов к творческой деятельности Формирование современного стиля педагогического мышления Развитие педагогической техники исполнительского мастерства ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в дошкольном учрежденииПо отношению к педагогическому коллективу целью методической работы является формирование коллектива единомышленников.Цель достигается путем решения следующих задач: Выработка единой педагогической позиции, ценностей, традиций Организация анализа и самоанализа Экспертная оценка созданных в коллективе конспектов, пособий, технологий Контроль и анализ конкретного учебно-воспитательного процесса Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта Приобщение коллектива к научно-исследовательской деятельности ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в дошкольном учрежденииПосредничество между ДОО и более широкой системой непрерывного образования: Распространение опыта работы (посредством организации семинаров-практикумов, методических объединений, Дней открытых дверей и т.п.) Изучение опыта работы других педагогических коллективов СТАДИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫПедагогический анализПланированиеКонтрольРегулированиеОрганизация ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫПовышение квалификации педагогических кадровНаправление на курсы повышения квалификации: тематические, комплексные, модульныеКонсультирование педагогов по актуальным проблемам воспитания Проведение семинаров-практикумов для отработки практических навыков педагогической деятельностиРуководство самообразованием педагогических кадровПроведение открытых мероприятий для изучения опыта работы коллегОрганизация наставничества ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫАттестация педагогических кадровОрганизация работы аттестационной комиссии в дошкольном учрежденииКонсультирование аттестуемых, оказание моральной поддержки Помощь аттестуемым в подготовке и проведении открытых занятий, демонстрации опыта педагогической деятельностиМетодическая помощь в обобщении опыта педагогической работы аттестуемых ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫОрганизация работы методического кабинетаСистематизация материаловСоздание и пополнение библиотеки педагогической литературыРазработка и изготовление дидактических материаловОрганизация выставок для педагоговСоставление картотекОбобщение опыта педагогической работы педагогов ДОУ и передового педагогического опыта Организация выставок творческих работ детей, педагогов, родителей ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ Деловая игра Тренинг Педагогический мост Педагогический КВН Мозговой штурм Решение педагогических задач Круглый стол Дискуссия Педагогический ринг Педагогический диалог Семинар / семинар-практикум Аквариум Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская Коучинг-сессия Какова основная цель «интерактива»?Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что  интерактивное  обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие методиста и педагога-участника. Основная цель «интерактива»? Одна из таких целей состоит в создании: комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. В чем состоит суть  интерактивного  обучения?«Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. «Синтез идей» Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег. Новые формы методической работы, связанные с использованием ИКТ: электронные рассылки материалов он-лайн конференции, семинары вебинары; скайп-консультации презентации на собственных сайтах педагогов; тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДО виртуальные методические выставки образовательных ресурсов Интернет - мастерские «Интерактив»Метод « ПРЕСС» Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов: Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…») Обоснование своей мысли («… Так как…») Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…») Обобщение, выводы («Итак…»).«Я слышу и забываю. Я вижу и понимаю. Я делаю и запоминаю» китайская поговорка ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫТехнология кооперативного обученияработа в малых группах.мозговые штурмыиндивидуальная работаорганизация работы в группахпрезентация результатованкетированиеобсуждение.Как пример игра " Что вы возьмете с собой с тонущего корабля"Технология обучения в дисскусии.дискуссионный вопрос - убедитесь, что участникам понятна цель,порядок работы и указания по поводу проведения дискуссии.обеспечение полного обсуждения всех аспектов дискуссионного вопросапредусмотрите в плане проведения заседания время для рассмотрения Дискуссионного вопроса во время рефлексии ("Займи свою позицию", "Шкала мысли")Технология ситуационного моделированияобучение в игреролевые игрытехнология ситуациитехнология симуляции Оценка результативности профессиональной деятельности педагоговОценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям: Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми. Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года. Эмоционально благоприятный микроклимат в группе. Чёткость в организации профессиональной деятельности Информационная обеспеченность каждого направления работы. Популярность среди воспитанников, родителей, коллег. Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами. Педагогическая целесообразность методического обеспечения. Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне. В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов; 2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования, 3) повышение профессиональной компетентности педагогов; 4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; 5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.