Презентация на тему Общественно- политическая жизнь и культура России в 20-е годы


Общественно-политическая жизнь. Культура в 20-е годы.Учитель истории :Колупаева Марина Валериевна11 класс План изучения нового материалаПолитические приоритеты компартииОбщественные организации. Церковь.Внутрипартийная борьбаНовый этап «культурной революции» Политические приоритеты компартии1922 г. –реорганизация ВЧК и создание Государственного политического управления ГПУ (с 1924 г. – Объединённое ГПУ):-лишение прямых карательных функций- утверждение Уголовного и гражданского кодекса- проведение судебной реформы: -упразднение ревтрибуналов - введение прокуратуры и адвакатурыСоздание Особого совещания с правом внесудебного преследования граждан и вынесением окончательного приговора Политические приоритеты компартииЗакрытие легально издававшихся газет и журналов левых соцпартий и течений1918 г. - создание РКСМ (с 1926 г. ВЛКСМ) 1922 г. - пионерская организация с 1924 г. носит имя В.И. Ленина Общественные организацииДискуссия о профсоюзах: Троцкий Л.Д. – огосударствление , «рабочая оппозиция» – передать профсоюзам управление народным хозяйством, Ленин В.И.- самодеятельные организации, работающие под руководством партии.«Профсоюзы – школа коммунизма» Ленин Общественные организации. Церковь. 11 (24) декабря 1917 г. - декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.23 января 1918 г. - декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ. Чем вызвана борьба большевиков с церковью? Борьба с церковью обусловлена атеистическими воззрениями большевиков и стремлением устранить влияние церкви.

style.rotationppt_wppt_y

Общественные организации. Церковь. В.И. Ульянов /Ленин/«Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церков­ных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Из записки В.И. Ульянова /Ленина/. 19 марта 1922 г.
Повсеместное закрытие храмовКонфискация имущества церкви для революционных нуждАресты священнослужителейЛишение их избирательных правДети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.Общественные организации. Церковь. Патриарх Тихон1923 г. – обращение патриарха Тихона к епископату, духовенству и мирянам с призывом «являть примеры повиновения существующей гражданской власти, в согласии с заповедями Божиими». Внутрипартийная борьбаЛенин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Гениальная прозорливость, способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий - это то самое свойство Ленина, которое помогало ему намечать правильную стратегию и ясную линию поведения на поворотах революционного движения. Внутрипартийная борьбаСталин является «выдающимся вождём», но «слишком груб» и неспособен правильно распорядиться своей властью. Троцкий «самый способный человек в настоящем ЦК», однако страдает чрезмерным самомнением и склонен к авторитаризму.Зиновьев и Каменев в 1917 году вообще были против Октябрьской революции, однако этот «октябрьский эпизод» «мало может быть им ставим в вину» Работа с учебником §17, с.134-136, заполнение таблицы{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Название оппозицииВремя возникновенияСостав Что отстаивалиКогда и как прекратила существование {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Название оппозицииВремя возникновенияСостав Что отстаивалиКогда и как прекратила существование«Левая оппозиция»1923-1925ТроцкийПятаков, ПреображенскийТребование демократизации партии и установления контроля над ее аппаратом, за восстановление свободы фракцийТроцкий был освобожден с поста наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета«Новая оппозиция»1925 г. Зиновьев Каменев. Сокольников Крупская Считали, что НЭП выполнил свои задачи, и можно начать наступление на рыночные элементы экономики.Зиновьев и Каменев сняты с постов председателей исполкома Ленсовета и Моссовета.«Объединённая оппозиция»1926-1927Троцкий Зиновьев Каменев СапроновНе согласны с тезисом о возможности победы социализма в отдельной стране1927 – исключение из партии, Троцкий выслан из СССР и лишён гражданства«Правая оппозиция»1927Бухарин, Рыков, ТомскийПротив сталинского курса большого скачка, определив его политику чрезвычайных мер как несовместимую с социализмом1929г - выведены из состава Политбюро Причины победы Сталина в борьбе за властьУмелое использование в борьбе с оппозицией аппаратного ресурса, расстановка своих сторонников на ключевые посты Сталину удалось выставить себя в качестве защитника ленинских идей и генеральной линии партии в отношении НЭПаМассовый приём в партию после смерти Ленина укреплял позиции Сталина.Сталину удалось сплотить коалицию из большинства членов Политбюро, демонстрируя свою незаинтересованность в усилении личной власти. Новый этап «культурной революции»«Сменовеховство» - идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.Возвращение некоторых известных деятелей культуры из эмиграции на родину.Выступали за пересмотр позиции интеллигенции по отношению к Советской России (большевистская власть уже «переродилась» и неизбежно придёт к восстановлению буржуазно-демократических порядков).Н. В. Устрялов

Новый этап «культурной революции»Нуждаясь в специалистах в разных областях знаний, власть поддерживала старую интеллигенцию, обеспечивала сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы. Особенно это касалось тех, кто был связан с укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государстваНо ограничивала возможность участия в политической жизни:1922 г.–создан Главлит (контроль за «враждебными выпадами» против марксизма. Главрепертком (контроль за репертуаром театров)1922 г. – высылка из страны 160 оппозиционно настроенных учёных и деятелей культуры (Н.А, Бердяев, С.Н, Булгаков, П.А. Сорокин, С.Л. Франк).1923 г. – массовая чистка библиотек Новый этап «культурной революции»"Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике». Н. БухаринДекрет СНК от 2 августа 1918 г. давал преимущественное право поступления в вузы рабочим и крестьянской бедноте. Создание рабфаков.К 1925 г. выпускники рабфаков составили половину всех абитуриентов. Начало создания советской интеллигенции. В 1923 год - учреждение добровольного общества "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Открытие пунктов для ликвидации неграмотности - ликбезы. Активное участие учителей школы №1 в ликвидации неграмотности среди трудящихся города.Новый этап «культурной революции» Плакат. 1924Павлова А. А. с работниками «Коопермузыки»

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».В 1922 г. - постановление Наркомпроса, по которому основным типом общеобразовательной школы снова становилась девятилетняя школа, состоявшая из двух ступеней: школа I ступени с пятилетним сроком обучения и школа II ступени с четырехлетним сроком обучения. Новый этап «культурной революции» В городе Звенигороде открывается школа II ступени. Новый этап «культурной революции»Разнообразие творческих группировок и течений:Продолжение творческой деятельности представителей культуры Серебряного векаАктивизация представителей левомодернистских течений (В.Э. Мейерхольд, В.Е. Татлин – конструктивизм в архитектуре)Создание литературно-художественных объединений коммунистической ориентации: Пролеткульт, Российскую ассоциацю пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств (ЛЕФ).Критика и травля «внутренних эмигрантов» и «попутчиков».Создание произведений в духе социалистического реализма (М.Шолохов «Тихий Дон», С.Эйзенштейн «Броненосец «Потёмкин» Домашнее задание§ 17, письменно объяснить значение понятий и выражений.Используя дополнительные источники и материалы Интернета, подготовьте сообщение на тему «Судьбы российской эмиграции» (по желанию). ЛитератураЛевандовский А.А. История. История России. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ре. С.П. Карпова. – М.: Просвещение, 2014Щетинов Ю.А., Жукова Л.В. История России ХХ – начала XXI в.http://www.prosv.ru/ebooks/Shetinov_Istoria_Rossii_11kl/2.htmlМетодические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс» - М.: Просвещение, 2004 Интернет-источникиhttp://megabook.ru/article/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8Fhttp://rpo-ramenki.narod.ru/historia_vpo.htmhttp://www.sovmusic.ru/p_view.php?id=478http://tov.lenin.ru/titan/about/chernov.htmhttp://svt-tikhon.ru/nasha-istoriya/svyatitel-tihon-patriarh-vserossiyshttp://revolucia.ru/stalin_o_lenine.htmlhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/931796http://pseudology.org/people/..%5C/Bolsheviki_lenintsy/XVII/19_9.htmhttp://rubtsov.penza.com.ru/calendar/1011.htmhttp://ruvera.ru/articles/andreiy_fefelov_russkiiy_mirhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87http://antikpodarki.ru/podarki/search?view=smena-veh-sbornik-statej-praga-1921ghttp://www.bolshoyvopros.ru/questions/20857-kto-takie-rabfakovcy.htmlhttp://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/57499.htmlhttp://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/Agarev_Native_history_for_non-historical_faculties/R20.htmhttp://www.opoccuu.com/190611.htm