«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя»


Доклад для педагогического совета«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от  того, что мы заложим в души наших детей. Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.          Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:  -по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);  -по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);  -по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты); -по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями); -по подходу к ребёнку.        В своей работе   воспитатель может использовать  следующие воспитательные технологии: -Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)-Технология «коллаж»-Коллективное творческое дело-Шоу-технологии-Групповая проблемная работа  (разработка проектов)-Тренинг общения-«Информационное зеркало»  (различные формы настенных объявлений, стенды)-Здоровьесберегающие технологии -Ситуативные технологии 1. Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты) Дебаты-интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно  отстаивать свои взгляды и суждения.  Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения. Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.  Используются в основном с подростками      «Мозговой штурм» («Мозговая атака»)      Сбор большого числа идей, решений проблемы  в результате обсуждения      Обязательные условия:      Закрепление эксперта (пишет)      Назначение «кукушки» (засекает)      Ограничение времени        (10 – 15 минут)    «Круглый стол» Это одна из форм проведения дебатов    «Коммуникативное письмо» (Письменные работы учащихся, их взгляд на ситуацию, вопрос. Часто «крик души», реакция на только что произошедшее)      Незаконченное предложение«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»   Контраргументы«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»   Ранжирование  (что такое хорошо, а что такое плохо)      2. Технология «коллаж»      Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.Реализуется в группах.Предусматривает презентацию       3. Технология коллективного  творческого дела     Постулаты КТД:– коллективное творчество;– единое дело и добровольное участие в нём;– свобода выбора форм деятельности;– содружество взрослых и детей;– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.      Виды коллективных дел:    * Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)   *Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)    * Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)     *Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)     *Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)     Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.      Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.     Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»      Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!» 4.    Шоу-технологии    Игровые мероприятия с делением участников на три группы:   «Сцена»,«Зал»,«Ведущий»Три особенности: 1. деление участников на выступающих и зрителей; 2. соревноваться на сцене; 3. заготовленный организаторами сценарий.       5. Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение.    Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;2. даёт «пострадавшей стороне»  понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего. 6.Тренинг общения     – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). 7. «Информационное зеркало»Опыт активного отношения к публичной графической информации.Психологические основания Включение внимания.Поддержание внимания. Понимание информации.Отношение Действие в отношении информации.          Технологическая цепочка    Создание установки на будущую информацию.    Появление информации.    Открытие обратной связи.  Действие с информацией.      8. Здоровьесберегающие технологии      это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога  привитию навыков здорового образа жизни;     создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.       9. Ситуативные технологии (применяются по ситуации)      Сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые».   Целесообразнее их рассматривать с точки зрения результативности в каждом конкретном случае.    Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели  в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.