Презентация Речевой этикет к элективному курсу Деловой русский язык


Речевой этикетиэтикетная формула (к элективному курсу в 10 классе "Деловой русский язык") Речевой этикет – это совокупность разработанных правил речевого этикета, система речевых формул общения и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах деятельности этикетные средства используются по-разному. Степень владения речевым этикетом определяется степень профессионализма Это относится к государственным служащим, менеджерам, предпринимателям – всем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение, а знание правил речевого этикета дает человеку чувство уверенности. Принцип использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Основу речевого этикета составляют речевые формулы. Их характер зависит от особенностей общения. В повседневной деловой обстановке используют этикетные формулы – фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. С помощью словесных формул выражают отношение при встрече и расставании, когда благодарят или приносят извинения, при знакомстве и в других ситуациях. Обстановка общения.1. Официальная. 2. Неофициальная. Фактор адресата.1.Социальный статус2. Личные заслуги3. Возраст4. Пол5. Степень знакомства Обращение, привлечение внимания;знакомство, приветствие;ПрощаниеПросьбаИзвинениеБлагодарностьПоздравление Пожелание;Одобрение, комплиментСочувствие, соболезнованиеПриглашение, предложениеСоветСогласиеОтказ Ситуация речевого этикета Этикетные формулы Приветствия Здравствуйте!Добрый день.Доброе утроДобрый вечер.Рад вас видеть!Добро пожаловать!Мое почтение. Формулы прощания До свидания!Всего доброго!Всего хорошего!До встречи!Надеюсь, мы расстаемся ненадолго!Надеюсь на скорую встречу!Счастливого пути! (отъезжающему) Просьба Будьте добры…Будьте любезны…Прошу вас… Формулы благодарности Благодарю! Большое спасибо!Спасибо! Очень признателен вам…Разрешите поблагодарить вас!Очень вам признателен! Предложения Позвольте предложить…Мне хочется предложить…Я хотел бы предложить вам… Приглашение Позвольте пригласить вас…Разрешите пригласить вас на…Я приглашаю вас…Приходите на праздник(юбилей, встречу…), мы будем рады вас видеть.От имени… приглашаю вас на … Успех делового общения зависит от принципов поведения, в том числе от речевого общения его участников. Открытого Закрытого 1. Сосредотачивает внимание на партнере по коммуникации2. Наилучший для общения, ведения переговоров 1. Сосредотачивает внимание на самом себе.2. «человек – манипулятор» 1. М. Ю. Касумова. Деловой русский язык. Учебное пособие для старшей профильной школы. 10 -11 классы. Гуманитарный издательский центр "Владос". М. 2005.2. М. Ю. Касумова. Деловой русский язык. Практикум для старшей профильной школы. 10 -11 классы. Гуманитарный издательский центр "Владос". М. 2005. Учитель русского языка и литературы Мироненко Е. П. 2014 г.