Презентация по биологии на тему Лист испаряет воду и усваивает свет (6 класс)


Лист испаряет воду и усваивает свет МБОУ Гимназия № 164 4 группы - агенства Шумилин Ярослав Орловский Саша Голубев Никита Токарев Иван Нуруллина Гульнара Маринская Дарья Соснина Даша Пономарёва Кристина Волкова Ева Юринский Павел Андрейчик Евгений Кожуховская Полина Балбукова Настя Логунова Настя Рослякова Маша Астахова Вика Мукина Софья Русских Татьяна Малышева Евгения Леденёва Мария Селиванов Даниил Иванова Анастасия Тягунов Саша Минибаева Сабина Мельниченко Диана 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 1 Технология - АМО – активные методы обученияТема: «Цветковые растения»:Цель: Закрепить и применить знания о растениях и их органах.на доске 4 нарисованные корзины. вспомним строение уже изученных органов растения.У вас на столах гербарии, проанализируйте и выберите растения с корневой системой (I и III группа — с мочковатой, а II и IV группа — стержневой), положите в свою корзину (прикрепите их на доске под своей корзиной).проанализируйте и выберите растения со стеблем (I и III группа — прямостоячий, а II и IV группа — лазающий, вьющийся), положите в свою корзину (прикрепите их на доске под своей корзиной). Проверка домашнего задания 6 Группы проводят взаимопроверку по принципу«группа-группа» (I и III группа, II и IV группа).Группы проверяют результаты друг у друга, при необходимости осуществляют корректировку.Предполагаемый результат: Корзины заполняются гербариями с корневой системой, стеблями, осуществляется отработка учебного материала и взаимоконтроль. 7 Повторение: Отметьте правильные утверждения Почка – это зачаточный побег. Побег состоит из стебля и листьев. Почка – зачаток генеративного побега. У цветковых растений могут быть вегетативные и генеративные почки. Побег – это система взаимосвязанных органов – стебля, листьев, почек. Почечная чешуя – это лист растения. Побег – основной орган растения. Из всех почек вырастают боковые побеги. Почки деревьев зимнее время называют спящими. 8 Почка – это зачаточный побег. Побег состоит из стебля и листьев. Почка – зачаток генеративного побега. У цветковых растений могут быть вегетативные и генеративные почки. Побег – это система взаимосвязанных органов – стебля, листьев, почек. Почечная чешуя – это лист растения. Побег – основной орган растения. Из всех почек вырастают боковые побеги. Почки деревьев зимнее время называют спящими. 9 Схема строения побега стебель междоузлие Пазушная почка узел Пазуха листа Верхушечная почка 10 Каким образом могут располагаться листья на побеге разных растений? очередное супротивное мутовчатое 11 Сегодня вы попытаетесь сформулировать тему урока самостоятельно. даю характеристику тому, что будем изучать (каждой группе по очереди). Вы внимательно слушаете, если группа не знает ответ, она говорит «дальше», если группа знает ответ, она отвечает. 13 Вы верно назвали орган, а теперь я прошу каждую группу попробовать предложить свой вариант темы урока.Каждая группа называет свой вариант. Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?Стр. 50 Читаем диалог Антошки с биологом 14 Тема «Лист испаряет воду и усваивает свет». Какую проблему будем обсуждать на уроке? Как строение листа связано с выполняемой им функцией? 15 Что вы уже знаете о листе и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.Как строение листа связано с его функцией? 16 Цель: Выяснить ожидания учеников о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание.Ребята, подумайте в группах, что вы хотите узнать и чему научиться сегодня на уроке, для того запишите эту информацию на листочках: на жёлтых — «Хочу узнать!», розовых — «Хочу научиться!» и прикрепите их к лучикам разных солнышек. «Хочу всё знать!»: 17 Представьте, что ваши группы сегодня стали детективными агентствами. Любому детективу нужно чётко представлять план своих действий. Сейчас вашим детективным агентствам нужно будет составить план поиска информации о листе.У вас на столах лежат карточки с пунктами характеристики, изучите их, расположите в правильной последовательности, приклейте на листы и прикрепите их на доске возле саквояжа (каждый уважающий себя детектив должен иметь саквояж). Лист -… Функции жилок листа. Виды листьев. Ткани листа. Размеры и части листа. Тип листа 19 Теперь наши детективные агентства готовы к сбору оперативной информации о листе.Предполагаемый результат: Активное восприятие учебного материала, повышение уровня мотивации на восприятие нового материала.Презентация «Лист испаряет воду и усваивает свет» («секреты» — ткани и функции листа). 20 Работа в парах:– Рассмотрите листья комнатных растений и составьте определение, что такое лист? Каким органом является лист растения? 21 Самостоятельная работа с текстом учебника:1. Пользуясь текстом учебника (Работа с рисунком 11.1.), определите из каких частей состоит лист. 23 Сходство – листья имеют листовую пластинку, различия – лист на первом рис. не имеет черенка и прикрепляется к стеблю основанием листа;второй лист - имеет черешок и прикреплен к стеблю с помощью него.1-пластинка. 2-черешок. 3-прилистник4-основане листовой пластинки и 5-жилки Листья, которые имеют черешок, называются черешковыми, Листья которые не имеют черешка и прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки, называются сидячими. 25 В чем сходства этих листьев, чем они отличаются? Работа с рисунком 11.3. учебника Лист – часть побегаКакие бывают листья? (Размер, цвет, количество.)Работа с рисунком 11.1. – Определите тип листа: черешковый или сидячий? 26 Задание:1.Рассмотрите листья комнатных растений бегония, хлорофитум, кактус, фиалка и ответьте на вопросы:а) какие части имеют листья этих растенийб) какой частью лист прикрепляется к стеблюв) как называются такие листья Запишите ответы на листок с указанием названия цветка. 27 Черешковые Сидячие Малина Ландыш 28 Вывод: по способу прикрепления листьев к стеблю их можно разделить на черешковые и сидячие. У черешковых листьев различают черешок и листовую пластинку, у сидячих листьев черешка нет. 29 Название ткани Особенности клеток Функции ткани Работа в парах с презентацией, учебником и микроскопомПознакомьтесь с информацией на презентации, а затем рассмотрите микропрепараты под микроскопом и заполните таблицу. 30 Демонстрационный опыт Ткань- - группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, соединённых межклеточным веществом. Клетки Межклеточное вещество 31 Покровные ткани наружные ткани растения, защищающие его органы от высыхания, действия высоких и низких температур, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды. Кожица лука Кожица листа Пробка коры 32 Образовательная ткань группа одинаковых по строению клеток, интенсивно делящихся, сохраняющих физиологическую активность на протяжении всей жизни и обеспечивающих непрерывное нарастание массы растения. Конус нарастания верхушки побега Зона роста корня Камбий 33 Механическая ткань опорная ткань, придающая прочность растительному организму. Древесинные и лубяные волокна 34 Проводящие ткани это ткани растений, служащие для перемещения по растению питательных веществ и продуктов жизнедеятельности растения, растворенных в воде. Сосуды древесины Ситовидные трубки коры 35 Основная ткань это ткань, составляющая основную массу различных органов растения. Основная ткань выполняет различные функции: осуществляет фотосинтез, служит для отложения запасных веществ, осуществляет всасывание воды.. Фотосинтезирующая ткань листа Зона всасывания корня 36 Таблица в заполненном видеИспользованный источник:http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/tkani/0-17- описание тканей Тип ткани Место нахождения Функции Особенности клеток Покровныеткани Кожица листа, кора дерева и корня. Защитная функция Живые и мёртвые клетки, плотно прилегают друг к другу, могут быть с утолщёнными оболочками. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев. Механическиеткани Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикосаСкорлупа грецкого ореха Придают прочность Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать. Проводящиеткани Жилки листа, сосуды корня, ситовидные трубки луба и сосуды древесины в стебле Осуществляют передвижение питательных веществ Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества. Образовательныеткани Верхушка корня, конус нарастания стебля Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся. 37 Тип ткани Место нахождения Функции Особенности клеток Основныеткани Мякоть листа, плодов.Середина корня, стебляМягкие части цветкаГлавная масса коры Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр. Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками. Запасающиеткани Корнеплоды, плоды, сердцевина стебля Запасают воду и питательные вещества В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком. 38 ФУНКЦИИ ЛИСТА Фотосинтезирующая- главнаяИспарение водыПоглощение углекислого газаЗащита почкиЗапасание питательных веществ 39 Тема. Внешнее строение листа.Цель: изучение жилкования листьев.Как расположены жилки? Оборудование:Комнатные растения… Гербарии растений …Ход работы.Рассмотрите жилки на листовой пластинке двух растений в вашем гербарии (можно клена и березы…).Сравните расположение жилок на листьях этих растений.Отметьте, в чем их различия. 40 Поперечный срез листа- синтез тканей Верхняя кожица – покровная ткань Основная фотосинтезирующая ткань Проводящие ткани – сосуды и ситовидные трубки Волокна -механическая ткань Нижняя кожица-покровная ткань 41 ксилема флоэма Вопросы Зачем нужно испарение воды?Что происходит с процессами в листьях, когда температура низкая или очень жарко? 42 Замыкающие клетки Устьичная щель А вот и выход! 43 44 Название растения Типы листьев по способу прикрепления к стеблю Типы жилкования листьев 2. Рассмотрите гербарий. Как располагаются жилки у листьев данных растений? Укажите тип жилкования. Заполните схему: Типы жилкования листьев 46 Задание: Жилкование листьев Однодольные Двудольные Параллельное Дуговое Сетчатое Перистое Пальчатое 47 Вывод: итак, мы выяснили, что расположение жилок на листе называется жилкованием. По типу расположения жилок различают листья с сетчатым жилкованием, параллельным, дуговым. 48 Вопрос к рис. 11. 2 на с. 51. 49 Рассмотрите объёмный срез листа и ответьте на вопрос к рисункуКак устройство листа позволяет устранить противоречие? Цель: Установить уровень осознания и осмысления новой учебной информации.Задача групп выбрать правильные утверждения, записать их номера на листочке и сдать учителю. Затем учитель озвучивает ответы групп.1.Перед вами на слайде «Досье на тему Лист», но его составитель допустил ряд ошибок. Обсудите в команде и запишите номера правильных суждений на листочках и сдайте мне.Группы агентств обсуждают задание, выбирают верные суждения, записывают их номера на листах и сдают учителю.2.Исправьте ошибки Пети 51 «Собери досье»: 1.Лист состоит только из черешка и листовой пластинки. 2.Снаружи лист покрыт кожицей.3.Устьице - это только две замыкающие клетки в кожице листа. 4.Фотосинтезом называют образование из воды и углекислого газа органических веществ и кислорода на свету. 5.Жилки укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность. 6.Главное значение листа в жизни растения - испарение7.Все части листа состоят из клеток и тканей. 8.Листья находятся на междоузлиях. 52 ДОСЬЕ Агентство 1 или 2…. 1.Лист состоит только из черешка и листовой пластинки. 2.Снаружи лист покрыт кожицей.3.Устьице - это только две замыкающие клетки в кожице листа. 4.Фотосинтезом называют образование из воды и углекислого газа органических веществ и кислорода на свету. 5.Жилки укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность. 6.Главное значение листа в жизни растения - испарение7.Все части листа состоят из клеток и тканей. 8.Листья находятся на междоузлиях. 55 Ответы 2; 4; 5; 7. Ответ Пети Шалопайкина Удивительный мир цветковых растений представлен тремя классами: Однодольные, Двудольные, Трехдольные.Двудольные растения чаще всего имеют мочковатую корневую систему. Число частей цветка однодольных кратно 4. Зародыш пшеницы имеет две семядоли, а зародыш фасоли - одну. Жилкование листьев у Двудольных дуговое или параллельное 53 У: Озвучивает результаты выполнения задания в каждой группе. Предполагаемый результат: Учитель озвучивает результаты «сбора досье» каждой группы, при необходимости озвучиваются ошибки с обязательным участием учащихся. 54 Самооценка по алгоритму 1 В. Нужно вспомнить, какое у вас было задание 2 Б. Определить, выполнено ли задание 3 Е. Проверить правильность своего решения 4 Г. самому поставить себе отметку Цель: Соотнести пары понятийСейчас нашим детективам нужно будет серьёзно подумать. Каждому детективному агентству будут предложены на слайде пары понятий, в которых не хватает слов. Из перечня понятий выберите недостающее и назовите его.На столах карточки, изучают смысловые пары для своей группы и подбирают недостающие понятия. Затем каждая группа озвучивает свой выбор и поясняет его. Позже осуществляется проверка результатов. АМО «Угадай-ка»: 56 На растениях часто можно видеть различные их видоизменения. Эти видоизмененные листья чаще всего бывают, не похожи на обычные.Чешуи – листья, лишенные хлорофилла – выполняют защитную функцию.(тонкие чешуи, покрывающие луковицы, например, обычного репчатого лука. Но основная масса луковицы состоит из сочных чешуй, богатых сахаром и другими питательными веществами, здесь сочные чешуи служат органами запаса. 57 Виды листа Колючки Трихоцерус Цереус Мамиллярия 58 Барбарис Усик Тыква 59 Мышиный горошек Горох Росянка круглолистная Насекомоядные листья 60 Венерина мухоловка является насекомоядным растением.Стоит насекомому попасть на лист, как оно тот же час оказывается в ловушке. Видоизменения листьев Видоизменение листьев Функции видоизмененных листьев примеры Чешуи сочные ? Репчатый лук ? Закрепление лазающего стебля Горох, вика, чина 61 Видоизменения листьев Видоизменение листьев Функции видоизмененных листьев примеры Чешуи сочные ? Репчатый лук ? Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными Кактус, верблюжья колючка, барбарис 62 Видоизменения листьев Видоизменение листьев Функции видоизмененных листьев примеры ? Закрепление лазающего стебля Горох, вика, чина Чешуи тонкие ? Репчатый лук 63 Видоизменения листьев Видоизменение листьев Функции видоизмененных листьев примеры Чешуи сочные ? Репчатый лук Ловчие аппараты насекомоядных ? Росянка, непентес, венерина мухоловка 64 ответы Видоизменение листьев Функции видоизмененных листьев примеры Усики Закрепление лазающего стебля Горох, вика, чина Чешуи тонкие Защитная функция Репчатый лук Чешуи сочные Запасание питательных веществ Репчатый лук Колючки Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными Кактус, верблюжья колючка, барбарис Ловчие аппараты насекомоядных Улавливание и переваривание насекомых Росянка, непентес, венерина мухоловка 65 Листья растений тянутся к свету;Падают на землю в листопад.Они распустятся из почек вновь весною,И снова свет увидеть захотят. 66 Цель: Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся.Встать и выполнить задания:Наклонитесь вправо столько раз, сколько типов жилкования у листа вы знаете.Наклонитесь влево столько раз, сколько частей есть у листа.Присядьте столько раз, сколько этапов отделения листа. Рис 11.6 в учебникеПоднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох, а затем выдох, столько раз, сколько функций у листа растений. 67 Релаксация — 5 минутАМ релаксации: «Ванька-встанька» Наклонитесь вправо столько раз, сколько типов жилкования у листа вы знаете (4 – Параллельное. Дуговое. Перистое. Пальчиковое).Наклонитесь влево столько раз, сколько частей есть у листа (5 – жилки, прилистники, основание листа, черешок, листовая пластинка).Присядьте столько раз, сколько этапов отделения листа (3).Поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох, а затем выдох, столько раз, сколько функций у листа растений.(5 – фотосинтезируют, испаряют воду, поглошают углекислый газ и выделяют кислород, защищают почки и запасают питательные вещества) АМ релаксации: «Ванька-встанька» 68 Цель: Формирование умения распознавать тип жилкования среди других растений.Уважаемые детективы, своих клиентов вы должны хорошо знать «в лицо». Сейчас вам предстоит их узнать. На ваших столах лежат гербарии растений. Вы должны выбрать только «своих клиентов» т. е., выбрать растения с перистым жилкованием. После выбора группы по моей команде поднимают выбранные растения вверх. Затем с сетчатым жилкованием.Из гербария выбор делают и поднимают их вверх. Продолжение работы над темой «Узнай меня!»: 69 АМО «Тест достижений»:Цель: Предварительный контроль уровня усвоения знаний путём тестирования.Участники: Все учащиеся. Время проведения: 5 минут. Тест достижений (с выбором 1-го ответа).После этого вы в группе, по кругу, обменяетесь тестами и проведёте взаимопроверку. Один ответ – 1 баллВыполнить тест, обменяться работами (по кругу) и сверить с эталоном ответов. 70 АМО «Что ты думаешь о...» Цель: Вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся (к целеполаганию) и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся (что они узнали и чему научились?).Посмотрите на лучики солнышек, возле которых находятся листочки с их ожиданиями, и ответить на вопрос: «Что ты думаешь о достижении поставленных в начале урока целей?»Ребята, посмотрите на 2 солнышка, к их лучикам вы прикрепили вначале урока листочки со своими ожиданиями относительно целей урока. Подумайте и дайте ответ на вопрос: «Что ты думаешь о достижении поставленных к нашему уроку целей?»Если вы считаете, что вы достигли поставленных целей, поднимите вверх раскрытую ладошку.Если вы считаете, что не всех целей вы достигли, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачокПредполагаемый результат: Рефлексия достижения целей урока. 72 Подведение итогов урока Цель: Оценить работу групп, класса в целом.поднимите руки те, кто не допустил, ни одной ошибки. ребята, допустившие ошибки, доработают материал дома.Предполагаемый результат: Получить информацию об уровне личных достижений каждого учащегося. 73 Изучить § 11, стр. 50-55, ответьте на вопросы после § на стр. 55.Составить описание листа любого растения по плану (вспомни план использованный на уроке)Творческое домашнее задание на выбор:КроссвордБуклет «Видоизменения листа»Книжка-малышка «Загадки о листьях растений».Загадки по теме - лист 74 Учитель: А теперь, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей. Затем эти листы вы передадите мне.Лист самооценкиФамилия, имя ______________________________________________________Поставьте себе оценку за урок:Если Вы были внимательны и уверены, что все вопросы изучены вами, можете воспроизвести, то поставьте себе «5». Если Вы были не весь урок внимательны, но в целом материал усвоили и можете ответить на вопросы, поставьте себе «4».Моя оценка: ______________Передайте оценочный лист членам своей группы, пусть они оценят вашу работу.Члены группы1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик 5 ученик …….. Оценка моей работы Рефлексия 76 Ребята, наш урок заканчивается. Возьмите солнышки, которые имеются в ваших папках. Обратите внимание, у солнышек нет ротиков. Я прошу вас нарисовать их. На слайде – «Солнышко» Если вы уходите с урока с отличным настроением, пусть ваше солнышко улыбается. Если с безразличным – нарисуйте рот прямо. А если у вас плохое настроение – уголки рта опустите вниз. 77 Биология. Живой организм. 6 класс Учебник-навигатор. Автор: Сонин Н. И. http://www.e-drofa.ru/materials/bio6/0124-tkani-rastenij-tkan.html- текст, рисункиhttp://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/28467/?&subject=83- видеоhttp://cor.edu.27.ru/dlrstore/6c804ce9-065f-465e-93f1-5a65dd0f6c08/%5BBI6RA_3-02%5D_%5BTR_06%5D.swf- интерактивный тренажер Использованная литература, источники информации 79