Презентация Как учили грамоте на Руси? (проект)


Проект подготовили ученики 8 класса МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области»Руководитель: Максимова С.В. Цели: познакомить с историей обучения грамоте на Руси; Задачи: изучить статьи по данной теме;Ответить на вопросы: когда появились первые школы, чему учили детей в школах, кто учил грамоте Сперва аз да буки, а потом другие науки. Интересно, а все ли могут себе представить, как учили грамоте на Руси? А какой была тогда школа? Этой проблемой занимались многие историки-исследователи, чтобы искоренить издавна сложившееся мнение, что до Петра Первого на Руси вообще ничему не учили. 1. Монография "Русские школьные книги" Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905) (в своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник« (это памятник 17 века) 2. «Энциклопедический словарь юного филолога» (М.: Педагогика, 1984. – с.39);3. КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (http://www.nkj.ru/archive/articles/4478/)4. Путешествие в древнерусскую школу (http://www.detisavve.ru/prose/2011/32469/)5. В. Кончаловский «Наша древняя столица» (http://www.detisavve.ru/prose/2011/32469/) А больше всего нас заинтересовали статьи из монографии Даниила Лукича Мордовцева Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончил гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира Красное Солнышко В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда» Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Одна из гравюр 1634 года изобразила школу довольно простой и незамысловатой. За простым длинным столом на лавке сидят босые ученики. На стене полка для книг. И что бросается в глаза современному ученику, так это плётка. За малейшую провинность, ученика ожидало наказание.В «Азбуковнике» (рукопись, вмещающая в себя несколько разных учебников) на первом листе располагалась песнь розге. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Но этот факт ни в коем случае не значит, что учитель мог использовать свою власть сверх меры. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие Н.Богданов-Бельский «Устный счёт» Дети начинали ходить в школу с семи лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Изнутри класс похож на обыкновенную русскую избу. «Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют». Для уроков нужны были «ручка» и «бумага»В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Новгород. XI – XV век Писали на Руси на берестяной коре костяными или железными острыми палочками, на папирусе писали иголками. Затем люди придумали писать птичьими перьями. Перья брали гусиные или вороньи. Их сначала нужно было срезать наискось перочинным ножом. Писали гусиными перьями около 1000 лет. Чернила для письма делали из сока чернильных орешков, сажи и железного купороса. Название жидкости для письма образовалось от корня –черн-. Гусиные перья часто ломались и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Ещё в пятидесятые годы 20 века ваши бабушки и дедушки в школах писали стальным пером. Береста – верхний слой коры березы, на которой палочкой продавливали буквы. Писали и на папирусе.Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись. Долгое время писали на пергаменте.Пергамент – это специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Книги из пергамента были очень дорогие. Бумаги тогда ещё не было. Книги сначала писали на свитках, а позже в тетрадях. Слово тетрадь образовано от греческого –тетра- , что обозначает четыре. Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из 4 листков. Такими были первые тетрадки. ГрамотаЦерковное пениеГрамматика («первая из семи знатных наук»)АрифметикаГеометрия (география и космогония)Иностранный языкИстория (изучение летописей)«Дворянские науки» с XVIII века (изящные манеры, фехтование, верховая езда, танцы и пение, стихотворство и рисование) В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги… Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси» Учёба начиналась с раннего утра и продолжалась до самого вечера с двухчасовым обеденным перерывом. А как они учили азбуку! Каждая буква имела своё название. Например: а – аз, б – буки, в – веди. Ученик должен был их знать по порядку и вразбивку. К тому же эти названия не представляли никакого смысла, только обозначали начальный звук. То, что это сделать было трудно, подтверждает и сцена из произведения А.М.Горького «Детство», где главный герой Алёша в сцене обучения его грамоте дедом сделал заключение, что слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов»*. И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат». Часослов – это на церковно-славянском языке. Богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитв суточного богослужебного круга В начале восемнадцатого века Пётр Первый провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены гражданским шрифтом. Такого вида буквами с незначительными изменениями пользуемся и мы сейчас. М.В.Ломоносов писал: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была взята из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. Воспитание и обучение детей было проникнуто почтением к православной вере. После прохождения первоначального образования ученики приступали к изучению грамматики, диалектики ,музыки, арифметики, астрономии, риторики и геометрии –«семи свободных художеств». Недаром народная пословица гласит: «Сначала аз да буки, потом и другие науки». С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников.Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров (16 век). Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок. Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Иван Федоров является создателем первой азбуки. В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте.И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения». А каким бережным и трепетным было отношение к книге! У учителя был помощник, староста класса. Именно он раздавал ученикам книги утром и собирал их по окончании учебного дня , а затем клал на место. Книгу обязательно нужно было класть печатью вверх, нельзя было делать никаких закладок, а тем более загибов. Место для книги – только стол. Запрещено было класть книгу на лавку. Книги были собственностью школы и составляли её главную ценность. Суровой и наистрожайшей была дисциплина в школе. Нельзя было шуметь ни в здании, ни около него. Так как школа располагалась в доме, принадлежащем учителю, рядом с домами других жителей города. И ему было бы очень неприятно выслушивать от своих соседей недовольства, которые потом могли превратиться и в доносы церковному начальству. Поэтому весь день был расписан строго по правилам, даже пить разрешалось только три раза в день. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. «Обучение грамоте» (фрагмент). Миниатюра из «Жития Антония Сийского»середина XVII в. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно-нравственных поучений. А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». «Азбуковник» гласит: В дом отходя, школьных бытностей не кажи, Сему и всякого товарища своего накажи... Словес смехотворных и подражание в школу не вноси, Дел же бывавших в ней отнюдь не износи. Это значит, Что ученикам запрещается рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит даже своим родителям. Если ученик ослушается, то его наказывали розгами. «В школу добрую речь вноси,из неё же словеснаго сору не износи.В дом отходя, школьных бытностей не кажи,сему и всякому товарищу накажи». Из устава школы Феофана Прокоповича Феофан Прокопович (1681 – 1736) - епископ Русской Православной Церкви; архиепископ Новгородский, проповедник, государственный деятель, выдающийся писатель и публицист, преподавал в Киево-Могилянской академии поэтику, риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси» К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…». А. Карнеев ОТПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА В УЧИЛИЩЕ Училищами раньше называли школы, а класс - дружинами Морозов А. СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста. Г. Рыбаков ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ История не стоит на месте, а вместе с нею народ всё время учился писать и читать. Этому подтверждение и то, как в царской России простые люди мечтали «быть учёными». И как советская власть сделала образование достоянием народа. И даже тот факт, как мой прадедушка в послевоенное трудное время стремился в школу, он так хотел учиться, но не получалось уже в силу других причин: нечего было обуть, одеть, поэтому в школу ходили через раз, по очереди. Так он окончил начальную школу. Да, изучив материал о древнерусской школе, делаешь много выводов: первые школы появились во времена князя Владимира, учили детей сначала грамоте, а потом другим наукам, учителем был дьяк. (Толковый словарь С. Ожегова. ДЬЯК, -а и -а́, м. На Руси в 1417 вв.: должностное лицо в государственных учреждениях. Думный д. Приказный д.) Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам! А нашему поколению есть чему у них поучиться. Это, во-первых, аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст. Во-вторых, терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра до вечера. В - третьих, трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями. А самое главное, послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине. Многое из истории древнерусской школы нужно взять на заметку нынешнему школьнику. Бережное отношение к книге, терпение и дисциплинированное отношение к учёбе. А главное – беспрекословное подчинение тому человеку, который даёт тебе знания! В. Кончаловский «Наша древняя столица»: В старину учились дети –Их учил церковный дьяк, -Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – Глаголь.И учитель для наукиПо субботам их порол.Вот такой чудной вначалеНаша грамота была!Вот каким пером писали –Из гусиного крыла!Этот нож не без причиныНазывался «перочинным»: Очиняли им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ничему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкиНа славянском языке.