Презентация по ознакомлению с окружающим Слава богу, что мы казаки


Донские казаки “Слава тебе, Господи, что мы казаки…”. Из молитвы донских казаков. Содержание: Дом в котором мы живём - Даль степная, зелень луговая, хутора и речка ЕгорлычёкОткуда мы родом - Мы живём на земле «Дикого поля»Казачья семья- У казаков было принято… - Традиции наших днейКазачьи поверья и приданья -“Звезды – глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род”. - Приданье о предках казаков, вставших на пути Чингисхана - Степной ковыль - «Лазоревый цветок»Помним, гордимся, чтимКостюм донского казака и казачки«Как ложкой, так и шашкой»Отдохнуть пришла пора, начинается игра!Используемая литература Егорлы́кская — станица, административный центр Егорлыкского района Ростовской области и Егорлыкского сельского поселения.Население — 17 660 чел., крупнейший населённый пункт района и крупнейшая по населению станица Ростовской области. Станица расположена на юге Ростовской области в пределах Доно-Егорлыкской равнины, в верховьях реки Егорлычёк (правый приток Куго-Еи). Река Егорлычёк разделяет Егорлыкскую на две неравные части. Большая часть станицы расположена на правом берегу реки. По решению царского правительства и по ходатайству атамана М. И. Платова были созданы четыре задонских станицы вдоль тракта на Кавказ -Злодейская, Кагальницкая, Мечётинская и Егорлыкская. Переселялись туда жителей тех станиц войска Донского, которые особо нуждались в свободной земле.Переселение это было принудительное, по жребию. Первыми жителями станицы Егорлыкской были крестьяне из Черниговской, Екатеринославской и других губерний. Население станицы в основном занималось хлебопашеством и разведением скота. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречку. Пахотной земли было 50178 десятин. По переписи 1897 года, в станице было 1315 дворов и 8000 жителей. К этому времени в каждом дворе в среднем имелось 3 лошади, пара волов, две коровы и более двух десятков овец. Также в станице насчитывалось 8 лавок, 1 церковь, 10 питейных заведений, 3 кузницы, 27 мельниц, 1 кирпичный завод. так еще в древней Руси назывались земли между Волгой и Доном.  В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а последнее слово принадлежало деду. Женщины казачки были в семье равноправными независимо от национальности, т.к. казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели характер самостоятельный и гордый. О казачках современники писали: “Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки”. Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае помогали в бою. С детства у казаков было принято воспитывать почтение и уважение к старшим, за нарушение традиций следовало наказание. Молодежь стыдилась сделать при старике малейшую непристойность, а старец мог не только напомнить об обязанностях, но и наказать, не опасаясь родителей. Самыми гнусными преступлениями считались воровство и обман, а храбрость и целомудрие величайшими добродетелями. Молодежь не смела садиться в присутствии старших, в семье у каждого были свои обязанности, например: старшая невестка готовила еду, средняя убирала дом и смотрела за детьми, младшая – порядок во дворе и у скотины. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Этими правилами были крепки семьи. Product Встреча с ветеранами ВОВ Выступление на конкурсе патриотической песни «Едут, едут по Берлину наши казаки» Участники смотра строевой песни «Эх, казачата, ребята удалые…» Традиции наших дней Отряд ЮПИД «Казачий дорожный патруль» Акция «Водитель+ пешеход = дружба» Участие агитбригады ЮПИД в празднике «Давай дружить, дорога!» Мать выводила ночью 3-х летнего сына в степь и, указывая ладонью на небо, говорила: “Звезды – глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род”. Мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь погибнув в бою с врагами своего рода он попадет в “Ирий” - рай на радость дедов. Сохранилось предание о предках казаков, вставших на пути Чингисхана: 20 тысяч его воинов наткнулись в междуречье Волги и Дона на неведомый народ – их воины шли в бой на конях, обнаженные до пояса с двумя мечами в руках, многие в бою сражались, стоя на коне, могли на лету поймать пущенную в них стрелу у груди или уклониться. Монголов они всех вырубили, а Чингисхан обошел это место стороной, назвав его проклятым.В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. И сейчас, весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый. Product Памятник казакам- участникам Первой мировой войны На трехметровом постаменте установлен бюст донскому казаку, первому Георгиевскому кавалеру Козьме Крючкову. Он был представлен к награде за уничтожение в бою 11-ти немцев, получив более десяти ранений. Поклонный Крест погибшим казакам в годы Гражданской войны установлен на перепутье трех дорог, объединяющих донских, кубанских и терских казаков, в месте братоубийственного сражения, унесшего 10 тысяч вольных дончан. Мемориальный знак кубанским казакам Установлен в память кубанским казакам, погибшим в братоубийственном сражении во время Гражданской войны 1917-1922 года,в преддверии 94-й годовщины боя под Егорлыкской Бюст выдающегося военного и государственного деятеля, Войскового Атамана Войска Донского, генерала от кавалерии, графа, почетного доктора права Оксфордского университета, основателя города Новочеркасска и первого конезаводчика России, участника всех войн Российской империи конца XVIII- XIX столетия, героя войны 1812-1814 г.г. Матвея Ивановича Платова.  1марта 1920 года части 1-й Конной армии и ударной группы 10-й армии (С. М. Буденный и М. Д. Великанов) в ходе Егорлыкского сражения разгромили главную ударную силу деникинцев — белоказачью конницу. Были разбиты 2-й, 4-й Донские конные, 3-й и Добровольческий корпуса и несколько отдельных Кубанских бригад белогвардейцев и созданы благоприятные условия для перехода в наступление войск Кавказского фронта под командованием М. Н. Тухачевского.  Митрофан Греков«Бой при Егорлыкской» 1928−1929 г.г. Product 24 января ежегодно в Свято-Никольском храме ст. Егорлыкской проходит панихида по жертвам геноцида донского казачества, где вспоминаются все известные в настоящий момент имена репрессированных земляков. Сейчас их известно около 100 человек… Костюм донского казака и казачки  Основными элементами женской одежды в конце XIX века повсеместно были юбка с кофтой. В 1705 году атаман Савва Кочет приносил благодарность Петру I от имени всего Войска: «Мы взысканы твоей милостию паче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравиться: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеем...» кулеш уха Казаки любят вкусно поесть и угостить гостей. Во время походов в Турцию и Персию, воинской службы в разных уголках мира казаки впитывали обычаи европейской, кавказской и восточной культуры, в том числе и культуры застолья, и привозили их на Дон. Меню в казачьем курене во все времена было разнообразным. Казаки чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой». Стол ломился от яств, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, — мясо, птица, дичь, мочёные яблоки, соленья, пироги, блины, заправленные каймаком и арбузным медом (нордеком), и, конечно же, знаменитая донская рыба: балыки осетровые, донская селедочка, щерба (уха), зажаренная с луком и яйцом мелкая рыбёшка. пампушки с чесноком раки Игра «Камешки» Играть в нее можно вдвоем, но лучше двумя командами.Для игры понадобятся 16 камешков. Их расставляют в четыре ряда. В первом ряду – один камешек, во втором – три, в третьем – пять, в четвертом – семь камешков.Ходы делают по очереди. Можно определить с помощью жребия, чей ход. Ход заключается в том, чтобы взять несколько камешков только из одного ряда. Все члены команды могут играть за свою команду по очереди. Главное: можно взять за один ход камешки только одного ряда, но нельзя одновременно брать камешки из других рядов. Выигрывает тот, кто не сделал последний ход. Заставьте своих противников взять последний камешек! Издавна на Дону были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один казачий праздник. В игру вовлекались все от мала до велика посостязаться в силе, ловкости, быстроте, сообразительности, находчивости иметкости. Проводились подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе: «Лодыжки» или «бабки», «нагайка», «А ну-ка, отзовись!», «Угадай кто» и др. Используемая литература:1.Украйченко А.А. Памятники и памятные места станицы Егорлыкской[Текст]:Путеводитель. /А.А. Украйченко. –ст. Егорлыкская. «Формат».-2012.-85с.2.Егорлыкские памятники рассказывают [Текст]:Библиографическоепособие.-Ст. Егорлыкская.2007.-11с.3.Архивные материалы Егорлыкского историко-краеведческого музея.4.Материалы электронного архива газеты «Заря» egorlik@mail.ru 5.Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков. Ростов н/Д, 2002. 232 с. 6.Образцов Т.Н. 100 увлекательных занятий. Национальные и народные игры. М.: «Эксмо», 2008. 165. с. Спасибо за внимание!