Образовательные здоровьесберегающие технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроках и во внеклассной работе


Образовательные здоровьесберегающие технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроках и во внеклассной работе(из опыта работы) Коровкина Л.В., учитель начальных классов (специальных коррекционных) МОУ СОШ № 60г. Ярославль2015 г. В большинстве случаев нашу жизнь сокращает наше невежество. Герберт Спенсер, англ. философ и социолог Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание.В.А. Сухомлинский Здоровье и образование – ценности, стоящие в одном ряду как взаимовлияющие и определяющие качество друг другаИз Концепции модернизации российского образования Учителя – «пилоты» детского здоровьяН.Черная, гл.педиатр Ярославской обл., профессор Авторские технологии и методики Технологии В.И. Ковалько, В.Ф. БазарногоПрактические методики И.В. ЧупахаМетодические рекомендации М.М. Безруких, В.Р. Кучмы, Н.К. СмирноваПособие по валеологии Г.К. ЗайцеваРазработки психотехнических упражнений Н.В. СамоукинойСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы Цель Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни Средства здоровьесберегающих технологий 1. Гигиенические факторы2. Средства двигательной направленности3. Психокоррекционные средства4. Оздоровительные силы природы Гигиенические условия Чистота и порядок в классеНужное освещениеТемпературный режимРежим проветриванияВлажная уборка помещенияЦветовая гаммаРабочее место ученика Варианты позиций рабочих мест учащихся (смена 1-2 раза в месяц) «полусолнышко» «подкова» Рациональное нормирование учебной нагрузкиРасписание уроков 1. Ранговая шкала трудности предметов (по Сивкову И.Г., 1988)2. Гигиенические рациональные характеристики школьного расписания (по данным В.Р. Кучмы и др., 2000) Понедельник (25 б.) Вторник (30 б.) Распределение предметов по степени трудности в течение дня. 1 класс Распределение учебной нагрузки в течение недели. 1 класс Ранец - 700 г Учебные принадлежности1,5 кг (1-2 кл.)2,5 кг (3-4 кл.) Письмо департамента образования администрации Ярославской области № 01-10/1105 от 02.06.2004 г. «О нормативных документах по весу комплекта учебников и письменных принадлежностей» Профилактика сколиоза Питание детейРодители должны знать, чем кормят их детей и вносить свои коррективы в школьное менюЗнакомство детей с правилами питания Ежегодные витаминные комплексы для детей (зимой и весной) Конкурсно-игровая программа «Витаминная карусель» (3 класс) Обучение детей приемам самомассажа от простуды (Уманская М.И., д.м.н.)Массаж «волшебных точек» Классный уголок на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Оздоровительные силы природы «Играйте же, дети! Растите на воле!На то вам и красное детство дано…» Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» Оздоровительные силы природы Прогулки в ГПДЭкскурсии и походыДни здоровья на природеПраздники радости (музейные культурно-образовательные интерактивные программы) Виды прогулок в ГПД Прогулка – задание Прогулка – развлечение Прогулка – наблюдение «Праздники радости» в музее-усадьбе Н.А.Некрасова «Карабиха» «Игры-потехи, забавы-утехи» Катание на пневмосанях Рождество в Карабихе «Как на масленой неделе…» «Семен-летопроводец» День здоровья в Белкино Двигательная активность учащихся (ДА) «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания»К.Д. Ушинский (т.27, с.259) «Малые» формы ДА учащихся 1. Гимнастика до уроков2. Физкультминутки и физкультпаузы3. Гимнастика для глаз4. Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию)5. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки6. Динамическая переменаЗа счет этого реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности ребенка Гимнастика до уроков 10 мин Цель – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание.Комплекс меняется 2 раза в месяц.Гимнастика до уроков ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность. Минутки здоровья 1-2 мин(две за урок) Упражнения по формированию осанкиУпражнения по укреплению зренияУпражнения для восстановления дыханияПовтор каждого упражнения от 3 до 5 раз Упражнения перед выполнением письменных работ Массаж кончиков пальцевМассаж кончиков пальцев с грецкими орехамиУпражнение «скалочка» (10-15 с)покатать ручку между ладонямипокатать ручку между большим и указательным пальцами Упражнения для глаз Практическая методика профилактики близорукостиавт. И.В. Чупаха Массаж точек мозга для поддержания высокого уровня работоспособности (по А.А. Уманской)Эти упражнения стимулируют биологически активные точки Дыхательная гимнастика Упражнения для восстановления дыхания.Цель – научить детей правильному дыханию диафрагмой.Дыхательная гимнастика входит в комплекс «минутки здоровья» Укрепление психологической стрессоустойчивости (методы, приемы, формы) 1. Комфортное начало и окончание урока2. Релаксация. «Этюды для души»3. Саморефлексия4. Психокоррекционные игры Паспорт здоровьяпозволяет Научить школьников самостоятельно анализировать показатели здоровья, уровень физического развития, тренированность и двигательную активностьСформировать навыки здорового образа жизниСм. Приложение Самонаблюдение за своим здоровьем(2 раза в год):Измерение окружности грудной клеткиИзмерение ростаМедицинское обследование врачами- узкими специалистамиРезультаты заносятся в паспорт здоровья, дается оценка и рекомендации специалистов для родителей.Паспорт здоровья хранится в семье Работа с внешкольными учреждениями по сохранению и укреплению здоровья детей ДЮЦ «Ярославич»МУ «ЦИОМСИ» Дзержинского р-на г. ЯрославляДетская поликлиника больницы №4 г. Ярославля Занятия в ЦИОМСИ 6 занятий в полугодиеЦелевые тестовые исследования «Твое отношение к здоровью»(1 полугодие, 3 класс)«Уровень осведомленности учащихся 3 «Б» класса по проблемам сохранения своего здоровья и ведения здорового образа жизни является ДОСТАТОЧНО ВЫСОКИМ (100%)»(МУ «ЦИОМСИ». Справка от 12.02.2015 г.) Профилактическое лечение детей в детской поликлинике б-цы №4 г. Ярославля Лечение идет 10 днейДо обеда дети лечатся, во второй половине дня идут учебные занятия В поликлинике дети получают медицинские услуги: Лечебная физкультура в залеВодные процедуры: жемчужные ванны и душ ШаркоФизиотерапевтические процедуры: ингаляция, электрофорезМассажЛечебное одеяло Спасибо за внимание Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути-Главнейшее условие!С.Я. Маршак