Реализация межпредметных связей на уроках коми языка


Реализация межпредметных связей на уроках коми языкаЛарионова И.А. МБОУ «СОШ № 1» пгт. Нижний Одес «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». Ф.П.Соколова
В урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Актуальность. дает возможность показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность. используя межпредметные связи, раскрывать многоплановость учебного процесса.опора на межпредметные связи в обучении позволит освободиться от неоправданного дублирования материала.
Формы межпредметных связейТипы межпредметных связейВиды межпредметных связей1. По составу- содержательные; - операционные;  - методические;  - организационные; - по фактам, понятиям, законам, теориям;- по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;- по использованию педагогических методов и приёмов;- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса 2. По направлению- односторонние;- двухсторонние;- многосторонние - прямые, обратные иливосстановительные 3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи)- хронологические;  -хронометрические- преемственные;- синхронные;- перспективные;- локальные;- среднедействующие;- длительно действующие   А главное…Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности;Повышают интерес к освоению новых знаний.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Способствуют более углубленному усвоению учебного материала. Этапы подготовки урока:1. Аналитический (проведение сравнительного анализа программ, учебников и пособий). Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что изучение содержания учебных предметов не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.2. Установочный (в рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему). 3. Предварительный (преподавателями должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных учеников). Пример реализации межпредметных связей на уроке коми языка
Коми язык – Русский язык5 класс, тема «Керан вежлöг. Винительный падеж» / «Изменение имён существительных по падежам».На доске предложения: Ме радейта мамöс. Нывка лыддьö небöг.Задание: перевести предложения и узнать с каким падежом им предстоит познакомиться.Учащиеся переводят предложения и по аналогии с русским языком, самостоятельно находят ответ. Коми язык – Обществознание5 класс, тема «Менам радейтана гортса пемöс» (изготовление паспорта животного) / «Юные граждане России».На доске даны опорные слова:Паспорт выдан – СетöмаДата выдачи – КадпасФамилия, имя – Вич, нимДата рождения – Чужан лунАдрес места жительства – ОланiнпасПодпись хозяина – Кöзянлöн кырымпас

Коми язык - Технология5 класс, тема «Керка. Патера. Вежöс».Ролевая игра «Ми – дизайнеръяс» / Творческий проект по разделу «Оформление интерьера».Учащиеся делятся на команды, разыгрывается сюжет игры, распределяются роли между игроками, ставится задача: Придумать и разработать модель комнаты 21 века.При защите проектов учащиеся используют лексику коми языка.

Коми язык – Биология5 класс, тема «Вöр-ва видзöм» / «Не станет ли Земля пустыней».Задание на обобщение: Найти информацию об охраняемых животных из красной книги Республики Коми, ответить на вопросы по плану на коми языкеКакое оно (животное)?Где обитает?Чем питается?Каким образом можно сохранить данный вид?
Аттьö кывзöмысь! Ребёнок рождается с неограниченным потенциалом. Нам главное – не запрещать ему, а переключать внимание на что-то более полезное, безопасное, привлекательное. Шалва Амонашвили – педагог, психолог, профессор.