Презентация к уроку биологии Борьба за существование и естественный отбор 9 класс


Борьба за существование и естественный отбор  Урок биологии 9 классЛинийчук И.И. В борьбе стихий, в развитье постепенномВсе существа, все формы создалисьИ жизнею могучею зажглись!Э.Дарвин Цель урока: Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции.Определить роль борьбы за существование в эволюционном процессе.Познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции. Задание 1. Тестирование: Составьте пары. I. Наследственная изменчивостьII. Естественный отборIII. МикроэволюцияIV. Популяционные волныV. МакроэволюцияVI. ИзоляцияVII. Мутационный процессVIII. Популяция 1. Поддерживает генетическую неоднородность природных популяций2. Эволюционные преобразования, ведущие к формированию таксонов более высокого ранга, чем вид3. Устраняет из популяции особис неудачными комбинациями генов4. Элементарная единица эволюции5. Обеспечивает барьеры, исключающие свободное скрещивание организмов6. Элементарный материал эволюции7. Эволюционные преобразования на уровне популяций, ведущие к видообразованию8.  Поставляют массовый элементарный материал для естественного отбора Ответьте на вопросы Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин?В чем особенности модификационной изменчивости?Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение? Борьба за существование.  Вдумайтесь в эти цифры: пресноводный рачок дафния способен оставить после себя  1030 особей, их суммарная масса будет превосходить массу Земли. Но этого не происходит. Как вы думаете, почему? Аскарида продуцирует в сутки до 200тыс. яиц, самка трески выметывает дл 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белены – более 400 тыс. Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин о борьбе за существование. В «Происхождение видов» Ч.Дарвин пишет: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства». Внутривидовая борьба И меж растений царствует война.Деревья, травы – вверх растут задорно,За свет и воздух борются упорноА корни их, в земле неся, свой труд,За почву и за влажность спор ведут.Э. Дарвин Межвидовая борьба  Охотнице сове средь ночи темнойНе жаль певца любви и неги томной,А соловей съедает светлякаНе посмотрев на прелесть огонька,Светляк же – ночи светоч оживленныйВползая вверх, цветок съедает томный. Э. Дарвин Борьба с неблагоприятными условиями . Задание: Используя текст учебника, заполните таблицу «Борьба за существование»Формы борьбы за существование. Форма борьбы Определение Причины Результат борьбы Примеры Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножении других – естественный отбор. Естественный отбор – процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции.Естественный отбор реализуется через действие естественных факторов среды (температура, влажность, свет, паразиты, конкуренты, враги, трудности добывания пищи), а также через сохранение и накопление мелких наследственных изменений.Естественный отбор Дарвин считал главной движущей силой эволюции. Результатом действия естественного отбора являются: Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ;Приспособленность организмов к условиям окружающей средыМногообразие видов. Формы естественного отбора. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды.Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства.Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса. Движущий отбор. Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.Движущая форма действует при изменении условий внешней среды. Дизруптивный  отбор. Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака.Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкие группы Половой отбор-– естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.. Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;Брачные крики и другие формы брачного поведения;Специфические запахи;Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры). Значение отбора  Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.  1. Определите формы взаимоотношений организмов:  А) В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.Б) Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.Г) После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.Д) Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени. Ответьте на вопрос  Американский орнитолог Г. Бампас зимой 1868 года собрал на улицах Манхэттена 327 воробьев, окоченевших от мороза и метели. Птиц подвергли биометрическому анализу и одновременно отогревали. Выжили те особи, чьи признаки приближались к средним параметрам.Какая форма отбора действовала в данном случае? Ответ поясните Источники и литература. Шаблон Pedsovet.su1. Биология:  Модуль №4  для 10  класса.  Учебно-методическая часть. /Сост.: Н.А. Гаевский, д-р биол. наук, профессор кафедры физиологии растенийи биотехнологий, КрасГУ; Красноярск, 2006 — 39 стр2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Чернова Н. М. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - Вентана-Граф, 2008 - 240 стр