Философская антропология: проблема человека


ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА Для всех специальностейПреподаватель: Батурина И.Б. Философская антропология: проблема человека ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Преемственность взглядов на сущность человекаОбраз человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях ФИЛОСОФИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРИРОДЕ Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности Философская антропология: проблема человека ЗНАНИЯ:Проблемы антропосоциогенезаПроблемы различия социального и биологического в человекеТемы образа человека в истории философииТемы ценности человеческого существованияУМЕНИЯ И НАВЫКИ:Различие философских позиций в понимании личности и обществаПонимание причин изменений представлений о человекеОриентация во множестве современных теорий личности. Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.В истории философии существует традиция – преемственность взглядов В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе.Средневековой образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога).Образ человека Нового времени – антропоцентричен. В XIX веке: Внимание философов сосредоточе-но на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущ-ность которого могла отождествлять-ся с рациональным (Гегель) или иррацицинальным (Шопенгауэр,Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социа-льной природе человека. Психоанализ настаивал на том,что сознание человека управляетсябессознательным. В ХХ веке: Иррационалистическое представле –ние о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чужом ему мире,его бытие бессмысленно и непости-жимо. Смысл – в мистическом обще-нии с богом, узким кругом «духовнойаристократии», в переживании «под-линности» индивидуальной жизни(экзистенциализм). Понимание человека в Новейшей философии Философская антропология: проблема человека Антропогенез и антропосоциогенезТеории, объясняющие происхождение человека как биологического ряда, называются теориями антропогенеза.Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.Трудовая теория происхождения человекаВ XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в обществе, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Философская антропология: проблема человека Теория символизацииОснователь теории – американский философ и культуролог Л. Уайт.Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов.Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. Философская антропология: проблема человекаСоциобиология и гендер Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведениечеловека. Генетическая пред-расположенность стимулирует илисдерживает наши поступки.Гендер – социальный, культурный пол.Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины,которое генетически не насле-дуется, а приобетается в процессе социализации. Философская антропология: проблема человека СВОБОДА - основанная на позиции необходимости свободы выбора и деятельности с учетом этой необходимости.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание. * Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Личность – понятие,обозначающее человека какпредставителя общества Индивид – термин,обозначающий отдельного человека Ценность –отношение индивида к явлению какзначимому Индивидуальностьпонятие, выражающеенеповторимоесвоеобразие человека Социализацияличности – процесс формированиясоциальных значимых качеств Философская антропология: проблема человека ???Свобода – этоВозможность человека делать то, что он хочет;Умение действовать на основе познанной необходимости;Умение подчинять все своей волеПравильное понимание сущности человека – Сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении;Сущность человека – это «ансамбль» всех общественных отношений;Сущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельности;Сущность человека зависит от божественной благодати.