Урок по обществознанию (разработка) Человек познает мир (10 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»г. Нефтеюганск Мультимедийная разработка урока обществознания (10 класс).Программа курса для 10-11 классов . Обществознание. А.И. Кравченко.Учебник :А.И. Кравченко. Обществознание.10 класс-М.: Русское слово , 2013год.Автор: Удальцова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания Человек познает мир Тип урока: изучение нового материала Цели урока: Познакомить обучающихся с сущностью процесса познания. Сформировать умения проводить мини-исследование.Развивать логическое мышление обучающихся через анализ и обобщение текста.Сформировать у обучающихся понимание сохранения своего здоровья через отрицательное отношение к курению. Этапы урока 1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация обучающихся. ( 5мин.)2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. (5мин.)3. Изучение нового материала. (23 мин.)4. Итоговая диагностика. (5 мин)5. Рефлексия. (5 мин)6. Домашнее задание. (2 мин) Деятельность на уроке 1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация обучающихся Задача учителя: актуализировать знания, умения и навыки обучающихся о процессе познания.Приемы работы: беседа, просмотр видеоролика.Данные анкетирования говорят, что курить подростки начинают с 7-10 лет. Может, более глубокое познание этого процесса позволит нам задуматься об истинности наших поступков. Что есть истина? Курение - это истина или заблуждение и ложь? Я сознательно травлю себя.А что может меня остановить? Чувства? Логика? Практика? – составляющие процесса познания. Что такое познание?Назовите две стороны познания. Определите объект и субъект познания на примере видеоролика.Какую проблему решает автор видеоролика? (Проблему здоровья человека, отношения человека к процессу курения). Каким способом доказывается вред процесса курения в видеоролике? (Экспериментом). Видеоролик Вывод: особую роль в изучении окружающего мира играют доказательства .Под доказательствами мы понимаем конкретные результаты фактических наблюдений , которые другие наблюдатели имеют возможность видеть , измерять или проверять с помощью методов познания. 2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.Задача учителя: выяснить роль научных методов в познании.Приемы работы: беседа, составление таблицы « Методы научного познания».1.Что такое научный метод познания?2.Какие вы знаете научные методы ? Составьте таблицу. Методы Методы научного познания Эмпирические методы Теоретические методы НаблюдениеЭкспериментСравнениеВывод:Эмпирическое означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта. АнализСинтезИндукция (от частного к общему)Дедукция (от общего к частному)МоделированиеВывод:Теоретическое означает формулирование общих закономерностей. Вспомните!1.Какой метод познания был использован в видеоролике? Подумайте! 2.Какие методы познания вы будите применять при работе с текстом? 3.Достаточно ли 1-2-х методов познания для получения объективного , истинного знания о предмете , процессе или явлении? Вывод: Для получения объективного знания используется совокупность научных методов , которые отбрасывают ложную информацию и достигают истины. 3. Изучение нового материала. Задача учителя: организовать групповую работу обучающихся, используя мини-исследование, с целью добраться до объективной истины. Приемы работы: беседа, исследование. 1. Что такое истина? 2. Какие существуют противоположности истины? 3. Что является критерием истины?Истина и eё критерии.docx Групповая работа с текстом (3 группы) Проанализировать текст, пояснив:1 группа - Как менялись представления людей о курении? Текст 12 группа – Что истинно, а что ложно в этих представлениях? Текст 23 группа- Что явилось критерием истины при изучении влияния табака на здоровье человека и окружающую природу? Текст 3 Алгоритм работы Прочитать внимательно текст.Выявить главную мысль вопроса.Обосновать свои выводы примерами из текста.Сделать анализ и обобщение полученных данных.Подготовить публичное выступление на 2-3 минуты. Критерии оценивания выступления. 1. Выявлена ли главная мысль?2. Использованы ли примеры из текста?3. Сделан вывод? Потрясение Привлекательность Модное занятие Использование для получения огромных доходов Вызывает интерес Примерный ответ к тексту №1 Изменения представлений людей о курении: Примерный ответ к тексту № 2 Истинное в представлениях о курении Ложное в представлениях о курении Возбуждает нервную систему. Эйфория Угнетает(истощает)нервную систему. Дурманит Усиливает кровообращение Помогает отвлечься Учащает дыхание Стремление испытать то, что другим нравится Расслабляет мышцы и устраняет чувство боли. Игра , потеха , мода Росту заболеваний Страданию некурящих Сокращению продолжительности жизни Ранней смерти среди курящих Примерный ответ к тексту №3 Критерием истины является практика. А практикакурения в обществе привела к: Рак Поражение легких Болезни сердца и сосудов Вывод: практика доказала, что курение - это вред! . 4. Итоговая диагностика. 1. Сократ говорил: « Я знаю, что я ничего незнаю.» В чем смысл этого высказывания?а) я знаю о своем незнании; б) я знаю мало;в) я хочу все знать.2. Рациональное познание в отличие от чувственного а) отражает форму предмета; б) создает зрительный образ; в) сравнивает существенные признаки предметов.3.Чувственное и рациональное познание нацелено на : а) восприятие окружающего мира; б) приобретение истинных знаний; в) создание новых теорий.4. Вставьте пропущенное слово : Теоретическое осмысление действительности – цель … познания. 5.Знание о предмете можно считать истинным,если оноа) воплощено в форму теории; б) разделяется большинством людей;в)соответствует предмету познания.6.Найдите формы чувственного познания и запишите ответы цифрами в порядке возрастания:1-понятие,2-суждение,3-наблюдение, 4-ощущение.5-восприятие.7.Верны ли суждения о критериях истинности знания?А. Критериями истинности знания являются его простота и ясность.Б. Критериями истинности знания являются соответствие знания общепринятым представлениям.а) верно только А; б) верно Б; в) оба суждения неверны.Ответы 5. Рефлексия. 1. Что нового вы узнали на уроке?2.Что захотели в себе изменить? 3. Какие советы вы бы дали своим младшим братьям, сестрам, товарищам о сохранении своего здоровья? Притча о нездоровом образе жизни Продавец табака расхваливает на ярмарке товар: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.Парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:-А почему стариком не буду?-А потому что до старости не доживешь.-А почему собака не укусит?-Так с палкой будешь ходить.-А почему вор в дом не залезет?-Потому что всю ночь будешь кашлять.» Запомните 6. Домашнее задание. 1. §1, стр.10-14.2. Решить интеллектуальную задачу «Где находится мое Я?»3. Задание, стр.15(6).Домашнее заданиеВыводы к уроку