Презентация материалов научно-практической конференции учащихся на тему Каша — мать наша (слово каша как элемент функционирования в русских пословицах, поговорках, фразеологизмах)


ХIV Районные интеллектуальные соревнования «Шаг в будущее, Юниор!»«Каша – мать наша»(слово «каша» как элемент функционирования в русских пословицах, поговорках, фразеологизмах) Работу выполнила: Волоснова Ульяна., уч-ся 9в класса МБОУ ЗСОШ №2. Руководитель: Андроненко Н.В., учитель русского языка и литературы ЗСОШ №2 п.Залари, 2014г. Цель исследования: на основе сравнительного анализа пословиц, поговорок, фразеологизмов определить, какое место каша занимает в русском языке, в русской культуре.Задачи: 1.проанализировать пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречается слово «каша»;2.произвести соцопрос уч-ся с целью определения значения данных языковых единиц (их понимания);3.собрать материал исследования по данной теме;4.доказать значимость каши как продукта питания для здоровья и жизнедеятельности человека. Актуальность ,4. ГипотезаМы считаем, что каша является не только продуктом питания, но и важной частью русской культуры. Необходимо возрождать традиции не только правильного приготовления каш, но и обычаев, связанных с ними.Объект исследования: Актуальность нашей работы вытекает из наблюдения за уч-ся нашей школы в столовой, когда в меню стоит каша. Мы задались вопросом: «Почему же каша так нелюбима многими детьми? Почему они отказываются её есть и отдают предпочтение пирожкам или пицце?» Нам стало интересно, неужели и раньше в старину кашу также не любили?Объект исследования: пословицы, поговорки, фразеологизмы, в составе которых встречается слово «каша».Предмет изучения : лексика уч-ся Заларинской СОШ №2. Новизна исследования определяется тем, что объектом изучения становятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, как неотъемлемая часть культуры русского народа.Методы исследования: изучение теоретического научного материала, социологический опрос среди учащихся школы.Гипотеза: каша является не только продуктом питания, но и отражением культуры народа. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в исследовании предполагается вариант анализа пословиц, поговорок и фразеологизмов со словом «каша», которые школьники используют в своей речи. Данное исследование позволяет судить о том, насколько правильно они понимают их значение.Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе изучения современного русского языка и литературы, а также в работе спецкурсов по данным предметам. Пословицы и поговорки – это меткие выражения, созданные русским  народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов.  Фразеологизмы -  устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим. («Толковый словарь» В. Даля) В русском языке существуют разнообразные фразеологические обороты, пословицы и поговорки, отражающие быт, труд, мирную жизнь людей  и военные события, происходившие в истории нашей страны. Наряду с этими группами выделяется и группа, связанная непосредственно с процессом употребления человеком пищи, что легко объясняется процессом его жизнедеятельности. Методы исследования :Пища является одним из самых важных и самых древних компонентов материальной культуры как одно из необходимых условий существования человека. Она издревле выполняет различные социальные и обрядовые функции.  Каша - одно из важнейших блюд русского национального стола. Первоначально это было обрядовое, торжественное блюдо, употребляемое на праздниках и пирах. Кашей встречали новорожденного; каша была обязательной частью свадебного обряда. Кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь. Каша была и символом перемирия, мира после сражения. Кашу ставили на царский стол, приносили в жертву Богам. Происхождение (этимология) слова «каша»КАША - блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен или крупы злаков, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье. Каша отличается от гарнира из сваренной крупы (зёрен или злаков) более жидкой консистенцией. (Орфографический словарь, 2004 г.) Исследование показало, что слово «каша» достаточно частотно в исследуемых нами языковых единицах и даёт различные оттенки их значений:Выражение «своего», освоенного пространства, противопоставленного «чужому»: Где щи да каша, там и место наше.Интеллектуальные способности человека: Каша в голове (отсутствие понимания, порядка в мыслях);3.  Речь как проявление внутреннего мира человека: Каша во рту (о том, кто неясно, непонятно выговаривает слова); 4. Внешний вид и физическое состояние: Мало каши ел (о слабом человеке; о неопытном человеке); 5. Характер человека: Растёкся как каша (о безвольном, податливом человеке, не имеющем твердости в характере); 6. Межличностные отношения: Каши не сваришь (не сговоришься, не сделаешь дела с кем- нибудь, не уладишь дела)     Цель опроса – выяснить, что знают уч-ся 8в класса (24ч.) о фразеологизмах, пословицах и поговорках со словом «каша» понимают ли из значения;  определить, какое место занимают данные языковые единицы в речи учащихся.     Результаты получились не просто интересные, но даже  неожиданные. Были предложены следующие вопросы:1)  знаешь ли ты, что такое фразеологизмы, пословицы, поговорки?   (19ч-да; 5ч-нет)                       2) используешь ли ты их в своей речи? (13ч-да; 6ч-иногда; 6ч - нет)                                                   3) какие фразеологизмы, пословицы и поговорки со словом «каша» ты знаешь? (17ч-от 5 до 11; 7ч-от 3 до 5 примеров. )4)  объясни значения следующих варажений:              «Кашу маслом не испортишь.» (21ч +; 3ч -)          «Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.» (17ч +; 3ч затруднялись при ответе; 4ч -)                            «В родной семье и каша гуще.» (19ч +; 5ч -)              «Мало каши ел. » (22ч +; 2ч -) «Каша заварилась.» (21ч+; 3ч -) «Ботинки просят каши.» (24ч+)5) считаешь ли ты, что пословицы, поговорки , фразеологизмы обогащают речь, делают её ярче и выразительнее? (22 –да; 2-возможно)6) знаешь ли ты, как они появились ? (14ч+; 6ч затруднялись при ответе; 4ч-)Т.О., мы пришли к выводу о том, что не все уч-ся знают пословицы, поговорки и фразеологизмы со словом «каша» и верно понимают их значение. Кроме этого стало понятно, что фразеологизмы ребята знают лучше, чаще используют их в речи, безошибочно объясняют значение. Фразеологизмы вызывают больший интерес. Процентное соотношение пословиц, поговорок и фразеологизмов со словом Вывод: Наше исследование показало, что корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище как каша кроются в наших языческих корнях (её использовали как ритуальное блюдо). Кроме этого каша наравне с хлебом, была основным продуктом питания, о чём свидетельствует частое употребление этих двух продуктов одновременно в одной пословице или поговорке. Т.О., особенности национальных традиций, связанных с едой, отражаются и в языке. Спасибо за внимание!