Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС (Кейс-технология)


Набиуллина Юлия РасифовнаМКОУ «Кондинская СОШ»Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС (Кейс-технология) В условиях перехода образовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи:Формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами;Формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы;Формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Наиболее актуальным, стратегическим вектором в повышении качества образования является формирование ключевых компетенций и надпредметных способностей, позволяющих выпускнику «самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение всей дальнейшей жизни» (А.Фурсенко) Краткий экскурс в историю кейсКейс -технология проблемно-ситуативного обучения Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году В настоящее время кейс-метод широко используется в обучении за рубежом В России эту технологию обучения можно считать молодой «Государственный заказ» специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов РешениеКейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных или модельных готовых ситуаций Применение кейс - технологий позволяет развивать навыки решения проблем Виды и содержание кейсов1. Практические кейсы. Отражает реальную ситуацию или случай: исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально - деятельностное пространство реальной жизни 2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий 3. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельностьразработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Применение кейс-технологии развивает следующие навыки:АналитическиеПрактическиеТворческие КоммуникативныеСоциальныеСамоанализ Особенности разбора кейса:Выявление ключевой проблемы;Отбор необходимой информации, общее правило работы с «кейсами»Запрет на использование информации, которая находится «за рамками». Работа с кейсом  За несколько дней до занятия учащимся озвучивается тема следующего занятия Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода Учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по предложенной теме и познакомиться с ней Дается литератураПосле вводного слова учителя в начале урока, определения целей и задач урока для учащихся (5 минут), школьники распределяются по группам и получают сам кейс1этап: изучение содержимого кейса учащимися в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы, заполнение отчетных таблиц. Преподаватель может осуществлять консультацию по необходимости. Продолжительность этапа занятия 30 минут2этап: подготовка групп к отчету о проделанной работе, (работа с доской, компьютером и т.д.), продолжительность этапа занятия 5 минут3этап: отчет групп о проделанной работе, обязательно с аргументацией полученного вывода, продолжительность этапа занятия 30 - 35 минут4 этап: итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений Критерии оценивания работы группСоблюдение регламента выступления -1 баллЕсли кто-либо из участников группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафные очки от 1 до 5Учитель отвечает за соблюдение протоколаВсе заработанные баллы и штрафные очки заносятся в сводную таблицу Побеждает та группа, которая наиболее эффективно работала и набрала наибольшее количество балловИтоги занятия подводит учитель  Ограничения на использование кейс-технологииКейсы используются в конце изучения больших тем Чаще всего бывают межпредметныеНе следует использовать вначале учебного процесса, когда у учащихся нет начальных знаний Кейс- технология требует опоры на уже имеющиеся предметные знания ИтогТаким образом, кейс-технологии развивают умение: — анализировать и устанавливать проблему, — четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, — общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.Кейс-технологии помогают:— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях  РесурсСписок литературы Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий // Компьютерра.- , 2000. - №13-15.Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.http://www.casemethod.ru