Презентация по русскому языку Функциональные стили речи 10 класс


Цели урока Научиться определять стиль текстов.2. Научиться анализировать тексты разных стилей.3. Научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты. Ренуар Пьер Огюст Портрет актрисы Жанны Самари 1877 год Стиль – совокупность языковых приёмов писателя или литературного произведения.Например, стиль Пушкина. ♦ диалог♦ анафора♦ рассуждение♦ инверсия♦ риторический вопрос♦ эпифора♦ перифраза♦ публицистический стиль♦ текст Стиль ( лат. stilys – манера письма) в языкознании:●разновидность языка●совокупность средств языка © Разговорный© Книжные: научный официально – деловой публицистический художественный Разговорная речь Книжные стили Текст. Заимствовано в XVIII веке из немецкого языка.Text < лат. Textum - «словесное единство» < «ткань», производного от texo «тку». ТемаИдеяЗаглавиеСвязностьКомпозиционная завершённостьСтилевое единство Псевдотекст Псевдо (от греч. ложь) – первая часть сложных слов, обозначающая «ложный, мнимый». Что мы должны учитывать при определении стиля? Сфера общения2. Функция речи3. Стилевые черты4. Языковые средства5. Жанр речи Официально- -деловой Официаль- ностьТочностьСтандартизи-рованность Публицистический Информатив- ностьПризывностьПолемический характер Художественный Эмоциональ- ностьОбразностьАвторская индивидуаль- ность Цели работы 1.Выделить исходные тексты из псевдотекста.2.Определить стиль каждого текста.3.Назвать стилевые черты и языковые средства, использованные автором. Задание I группыВсе люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Все люди равны перед законом. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Задание II группыЧеловек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если интеллигентность будет мешать ему? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Задание III группыЧеловек– он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат. И восход.И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. И особое таинство света То с жестоким, то с добрым огнём, Человек – он зима, или лето, Или осень. С грозой и дождём. Всё вместил в себя. Вёрсты и время.И от атомных бурь не ослеп. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь! 1. Пойду-ка я за продуктами в торговую точку.2. Папа осуществит визуальный контакт с соседом в течение ближайшего дня.3. Я проживаю в лесном массиве.4. Почему вы не пользуетесь услугами лифта?5. Работники обязаны строго соблюдать регла- мент должностной инструкции.6. Ввиду снижения температуры наружного воз – духа тебе следует надеть тёплую куртку.7. Ты по какому вопросу плачешь? 1. Пойду- ка я в магазин за продуктами.2. На днях папа встретится с соседом.3. Я живу в лесу.4. Почему вы не пользуетесь лифтом?5. Работники должны строго соблюдать инструкцию.6. На улице похолодало. Надень тёплую куртку!7.Ты почему плачешь? Игра «Кубики» 1 Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.3. Русский литературный язык составляют функциональ- ные стили: художественная речь, публицистика, официально – деловой стиль, научная проза, разговорная речь.4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями.6. А это требует неустанного внимания к языку.7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения. 1.Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, официально – деловой стиль, научная проза, разговорная речь. 2.Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. 3. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями. 4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий. 5. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно. 6. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения. 7. А это требует неустанного внимания к языку. Учебник, стр. 196 – 197.Упр. 338.3. Посетите сайт в Интернете. Адрес: http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.