Презентация по литературе Герои Платонова озарены светом истинной человечности


«Герои Платонова озарены светом истинной человечности»«Живи, добро верши, и ждать наград за это не спеши» Исхак Машбаш Цели урокаОбучающая: Формирование целостного видения проблем рассказов «Песчаная учительница», «Никита», «Еще мама»Знакомство с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;Развивающая: развитие логического и образного мышления;Формирование диалогических умений;Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.Региональный компонент – Творчество Исхака Машбаша Человечность – морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим людям.Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды. Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.   В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. В 1920 г. вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.  В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом главной героини рассказа «Песчаная учительница» .Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР, а также повесть «Впрок».   Сегодня мы продолжим знакомство с героями А. П. Платонова. Давайте вспомним, какие вы прочитали рассказы и с какими героями уже знакомы. «Еще мама» – Артем, Учительница, Мама Артема«Песчаная учительница» - Мария Никифоровна Нарышкина«Никита» - Никита«Неизвестный цветок» - Даша, ЦветокЧто объединяет этих всех героев? - Все эти герои добрые.- Трудолюбивые.- У них у всех особый внутренний мир, и герои живут в этом мире в полную силу. Похожи ли они на героев других произведений?Они не похожи, потому что у автора свой стиль, и он создает плеяду «сокровенных людей». Говорит он об этом на своем особом языке, не похожем ни на чей другой.Какие художественные выразительные средства языка использует автор? Эпитеты – «Враг-неприятель», «Тихая изба», «Долгий век»Сравнение – «Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни»Метафора – «Лопаются почки в молодой груди»Психологический портрет – «Она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой» Вечным мальчиком вхожу я во дворМама, я без тебя одинок до сих пор.Как понять моим выросшим детям? – Вечным мальчиком вновь захожу я во двор,Чтобы встретиться с деревом этим.Разрослась твоя груша, ушли в глубинуЕе сильные мудрые корни.Свои руки усталые к ней протяну:Ты мне снова о маме напомни!Мне с годами она все нужней и нужней,Я не грешен ни в чем перед нею,Только в том, что остался в долгу перед ней – Это сделало время виднее И сейчас, когда я на вершине стою, Когда многое в жизни свершилось,Мне бы маму мою, рядом маму мою,Чтоб моя голова не вскружилась.Исхак Машбаш «Еще мама»Какие проблемы освещает автор в рассказе «Еще мама?»- Отношение детей и родителей.- Тесная связь между мамой и сыном.- В то же время ребенок рано осознает свои обязанности. Надо учиться – идет в школу.- С любовью создает образ учительницы Аполлинарии Николаевны, которая даже пахнет так, как мама. Песчаная учительница Викторина – проверка знания текста рассказа.1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?2). Почему дети в селе не ходили в школу?3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?6). Почему автор дал своей героине фамилию Нарышкина? Какие трудности встретились в жизнимолодой девушки?- Неустроенность быта- Одиночество- Погодные условия- Другая среда, окружение- Незнание языка Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.ве́рба (лат. Sálix) — деревянистое растение; род семейства Ивовые (Salicaceae). В некоторых областях России в повседневной речи используют слово «тальник».Различные виды ивы называются: ветла, верба, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарник Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?- Борьба человека с природой- Борьба за выживание- Становление характера человека- Столкновение с культурой другого народа Главная ценность – служение людям.Гипотеза: Если человек отдает всего себя служениюлюдям, его жизнь имеет смысл.Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села. Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих. Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру -Заглохла б нива жизни...Н.А.Некрасов «Никита»- Докажите примерами из текста, что трудолюбие – это главное качество крестьянской семьи.- Как ведет себя Никита, оставшись дома один?- Почему предметы ему кажутся злыми?- Какими словами отец дает понять, что очень любит свою семью?- Как отец воспитывает сына?- Как вы понимаете слово «счастье»? СчастьеКак быть счастливым? Я и сам не знаю.Да есть ли мера счастья и добра?Но счастлива, наверное, дверь входная,Твоим друзьям поющая с утраИ дерево, лицом, а не спиною,Повернутое к ветру. И зерно,Ростком упрямым ставшее весною.И солнце, заглянувшее в окно.Иной рожден в рубашке, а понынеВсе ждет, что счастье постучится в дом,Забыв, что счастьем кажется мужчинеЛишь та вершина, что взята с трудом.Как быть счастливым? Не берусь ответить.Но лишь одно я повторю опять:Чужой беды сумевший не заметить – Он и счастливым не сумеет стать.Исхак Машбаш - Как вы считаете, счастливы ли герои Платонова?- Что бы попросили герои Платонова у жизни? Дай мне, жизнь, и терпение, и силу,Дай мне твердость и мудрость земную.И потом – чтобы ты ни просила – Все с лихвой, благодарный, верну я.Исхак Машбаш Работа с текстами произведений «Никита», «Еще мама», «Песчаная учительница».Инсценировка эпизода «Мария Нарышкина уезжает в Хошутово»Итог урока: герои А. Платонова – счастливые люди, так как каждый из них – Человек. Домашнее заданиеНаписать сочинение: «Можно ли совершить чудо своими руками?»