Опыт работы воспитателя Циммер Валентины Ивановны по теме:Формирование элементарных математических представлений у детей 2 младшей гуппы


Опыт работы воспитателяЦиммер Валентины Ивановныпо теме:Формирование элементарных математических представлений у детей 2-ой младшей группы через игру
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В.Ломоносов)
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которое активно влияют на развитие словестно-логического мышления. Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Развивать логическое мышление ребенка целесообразнее в русле математического развития через игру. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.
Моя педагогическая позиция – обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности, широко используя игровые приемы и дидактические игры, которые помогут успешно освоить основы элементарных математических понятий.
Программа «Зерек бала» предусматривает ориентировку детей в количественных, пространственно-временных соотношениях предметов, явлений, событий окружающего мира. Разделы:● количество и счёт● величина● форма● ориентировка в пространстве● ориентировка во времени
ВеличинаБольшой ималенький(размер)Высокий и низкий(высота)Длинный иКороткий(длина)Приемыналожения и приложения
Ориентировка в пространстве – пространственные направления СправаСлевоВверху ВнизуВысокоНизкоВпередиПозадиДалекоБлизкоРука праваяРука левая
УтроОриентировка во времениПонятие времени сутокВечерНочьДень
ВеличинаФормаЦвет Один и много РАСПОЛОГАТЬ ПРЕДМЕТЫВ РЯД ПО ОДНОМУ,СЛЕВА, НАПРАВОПРАВОЙ РУКОЙПонимать вопросы(сколько, чего больше,чего меньше)Отвечать на вопросы(больше, меньше,столько, сколько,поровну)Количество и счет
ТреугольникКругКвадратСравнивать геометрические фигуры с предметами окружающей средыФормаОбследуют обязательно двигательным путем


Образовательная деятельность с использованием дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП.При разработке непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр и игровых упражнений, я учитываю:● психологические особенности и возможности детей этого возраста;● необходимости сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр;● необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объема программного материала;● возможность недостаточной подготовленности детей на момент подачи нового материала.
Основные задачи.1.Формировать элементарное понятие о множестве, знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.3.Воспитывать любознательность, внимательность, интерес к исследовательской деятельности.4.Развивать мелкую моторику – зрительно двигательную координацию.5.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соотношении с психологическими особенностями детей 2-ой младшей группы.6.Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, игровые упражнения, логические задания с математическим содержанием.Это те задачи на которые опираюсь при работе с детьми.
Дидактические принципы.Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, я стараюсь строить с учетом дидактических принципов: ● научности. ● системности и последовательности. ● проблемности: Ребенок получает не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности. ● интергративности – взаимосвязь всех разделов программы. доступности. ● мотивированности: Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл. ● психологической комфортности: Создание спокойной доброжелательной атмосферы, а так же веры в силы ребенка.
Дидактические игровые упражнения, применяемыеНа занятиях во 2 младшей группе- «Один и много»- «Что бывает круглым? »- «Что где находится?»- «На какую геометрическую фигуру похожи предметы»- «Найди отличия»- Игра «Далеко – близко»- Игра «Вверху – внизу»
Методы и приемы● Дидактические игры● Логические задачи● Художественное слово● Театрализация● Использование индивидуальных рабочих тетрадей с заданиями● Сюжетно-ролевые игры● Здоровье сберегающие технологии● Проблемные ситуации
Подготовка к занятию● Читаю методическое пособие, технологическую карту, если что-то не устраивает – вношу изменения.● Заранее продумываю размещение демонстрационного и раздаточного материала.● Стремлюсь к тому, чтобы ребенок сам хотел выполнить задание.● Всегда даю только положительную оценку действиям ребенка, соблюдая правило «Не навреди».● На протяжении своего занятия стараюсь сохранять доброжелательный тон.● С уважением относиться к ребенку, даже если у него что-то не получается. Мы – партнеры!● В структуру одного занятия объединяю 3-5 заданий. Наиболее сложный материал предлагаю в начале занятия.
Успешное обучение элементарным математическим представлениям зависит от предметно-развивающей среды.В группе есть необходимый дидактический материал, который использую не только на занятиях, но и в повседневной жизни, геометрические конструкторы, мозайки, модули.
ВЫВОДЗа время работы по математике с детьми второй младшей группы, я делаю вывод. Воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше уделять внимания ребенку, тем более развитым будет ребенок.Целенаправленная работа с детьми по развитию элементарно математических представлений поможет подготовить детей к следующему этапу обучения.
Спасибо за внимание!