Презентация на тему Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение одарённых и мотивированных учащихся


* Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение одаренных и мотивированных учащихся Ожиганова Наталья Ильиничнапедагог-психолог МБОУ Гимназия № 2 г.Саров Нижегородской обл. * ОДАРЕННОСТЬ познавательная практическая коммуникативная духовно-ценностная художественно-эстетическая потенциальная актуальная скрытая явная специальная общая поздняя ранняя Система выявления одаренных учащихся Первый этап мониторинга сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов;результаты различных групповых тестирований, социологических опросных листов;результаты наблюдения за характером обучения и поведения ребенка. Экспресс-тест Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).Занятый своими делами (индивидуалист).Быстро, «на лету» схватывающий.Не умеющий общаться, конфликтный.Общающийся легко, приятный в общении.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. * Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! Признаки одаренности Опережающее познавательное развитие:широта восприятия, чрезвычайное любопытство, необыкновенная умственная активность, исследовательское мышление, богатое воображение;отличная память и длительная концентрация внимания в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;Психосоциальная чувствительность:обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание;предъявление высоких требований к себе и окружающим;отличное чувством юмора, интерес к смешным несоответствиям, игре слов, шуткам;Физические характеристики:высокий энергетический уровень. Термин «двойная исключительность» («twice gifted» или «twice exceptional»)10-15% всех одаренных детей. «Плата за талант» Лета Холлингуорт выделяет:Неприязнь к школе. Игровые интересы. Неконформность, отвержение стандартных требований.Погружение в философские проблемы.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству (перфекционизм).Нереалистические цели.Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых.Нетерпимость.Неприспособленность к бытовой, «приземленной» жизни. * анализ реальных достижений детей и подростков;экспертная оценка продуктов деятельности детей;использование предметных ситуаций; групповое тестирование, анкетирование, сбор экспертных оценок учащихся, родителей и педагогов;индивидуальная оценка интеллектуальных и творческих возможностей:- интеллект;- креативность;- социальная компетентность;- психомоторные способности;- особенности нервно-психического статуса;- личностные характеристики;- характеристики окружения. Второй этап мониторинга Третий этап мониторинга педагоги-предметники - создание атмосферы эмоциональной включенности, возбуждающей интерес к предмету, формирование и углубление способностей детей.классные руководители — координация работы всех лиц, заинтересованных в судьбе ребенка, обеспечение необходимого общения, связи с родителями.психолог — оказание психологической поддержки детям, их родителям и педагогам в выстраивании эффективных стратегий развития ребенка, коррекции возникающих личностных проблем, адаптации ребенка на всех ступенях обучения, профилактики неврозов, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников, оказание помощи в профессиональном самоопределении, работа с «группой риска». * Результаты диагностики креативности учащихся Создание условий для эффективного развития способных и мотивированных учащихся Принципы работы со способными, мотивированными учащимися: учет возрастных особенностей;опора на «сильное звено»;создание условий для личностного развития, поддержка познавательной активности;развитие способностей к самостоятельному познанию и обучению, исследовательских умений, навыков планирования и саморегуляции;развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе, умению вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека;помощь в самопознании и профессиональном определении;избегание двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав; с другой стороны – принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;смещение акцента с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка;смещение акцента с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей;смещение акцента с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки. Творческие задания «На что это похоже?» «Выражение» Н Г О Б