Презентация. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа.


Русскиенародныекостюмы План: 1. Русский костюм.2. Женский костюм русского Севера.3. Женская рубаха.4. Сарафан.5. Южный тип русского костюма.6. Русский народный костюм.7. Ткани. Символика цвета.8. Черноузорная и красноузорная вышивка рубах.9. Понёвный комплекс.10. Юбочный комплекс.11. Косники. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Условия исторического развития начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. .Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России: - с понёвой, - с сарафаном, - с юбкой-андараком, - с кубельком.Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение. Женский костюм русского Севера. РубахаСарафанЕпанечка Северный русский костюм Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Женский костюм. РубахаСарафанЕпанечка Душегрейка Женская рубаха Рубаха являлась основой женского народного костюма. Холодник Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой. Сарафан Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в. Епанечка Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой. Душегрея Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой. Южный тип русского костюма. РубахаПоневаНавершник Южный русский костюм Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды.Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов. Русский народный костюм Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, празд-ничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний. И.П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».Портрет современной девушки в русском костюме. Ткани Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Символика цвета Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли. Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета: Красный – огонь, заря, жизнь. Зеленый – красота, любовь, цвет Природы. Белый – духовное начало, чистота, снег. Черный – земля, покой, траур. Желтый – солнце, тепло, свет. Синий – небо, вода, духовность, разум. В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми.. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно. Русский костюм Чёрноузорная и красноузорная вышивка рубах. Рубаху делали из яркой цветной ткани или вышивали на ней узоры.   Так же как и у мужчин и женщин были нижняя рубаха (сорочка) и верхняя. Сорочка была длиной до пола, и в отличие от мужской в ней не было подоплеки. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. По сравнению с мужской сорочкой ворот, рукава и подол женской украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам. Понёвный комплекс Одним из древнейших видов женской одежды является понева, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой). Понева Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом. Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма. В древнерусской миниатюре и иконописи изображение поневы встречается, начиная с X века, а термин «понева» в древнерусской письменности употребляется, начиная с XI века в значении полотнища ткани, плаща. Фрагменты поневных тканей найдены в славянских курганах X – XIII веков на территории современных Московской, Владимирской, Калужской и Смоленской областей. Разновидности понёв Юбочный комплекc В западных районах России и в Белоруссии с рубахой носили андарак — юбку из шерстяной ткани в клетку или полоску. Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. Косники Основные позиции народного костюма:    - Олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием    - Свидетельствует о целостности мировоззрения человека    - Отражает особый язык общения с Миром, Богом    - Способствует усилению собственной мощи и защиты от вредоносных сил Ничего не было случайным. Каждая вещь имела свое назначение и свое место в Мире. Человек имел целостное воззрение на Мир и себя в этом Мире. Об этом особенно ярко свидетельствует язык русского народного костюма, в котором каждая деталь - это образ Бога, его форма, глубочайшее содержание и Смысл.  Спасибо за внимание!!!