Презентация для родительского собрания Агрессивный ребёнок


Агрессивный ребенок Семейные причины Неприятие детей родителямиНекоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Безразличие или враждебность со стороны родителей Разрушение эмоциональных связей в семье Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми. Неуважение к личности ребенка Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Чрезмерный контроль или отсутствие его Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Жестокий характер матери или отца Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Запрет на физическую активность Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно. Отказ в праве на личную свободу Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Личные причины Подсознательное ожидание опасностиЧаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека. Неуверенность в собственной безопасности Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность. Личный отрицательный опыт Эмоциональная нестабильность До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется. Недовольство собой Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. Повышенная раздражительность Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности. Чувство вины Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Ситуативные причины Плохое самочувствие, переутомлениеЧаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. Влияние продуктов питания Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен. Тип темперамента и особенности характера Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики.Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Социально-биологические причины Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами.Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах. Физическая агрессия Использование физической силы против другого лица Косвенная агрессия действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.) Вербальная агрессия выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань) Склонность к раздражению Готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости Негативизм Оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Типы человеческой агрессии ДоброкачественнаяБиологически адаптивная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида. Возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. ЗлокачественнаяГлавные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Псевдоагрессия Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения (случайный выстрел с ранением человека, самоутверждение, игровая псевдоагрессия во время игр, тренингов и др.) Оборонительная агрессия В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия. Симптомы неблагополучия Эмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными. Поведенческие легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры. Физические страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением. Рекомендации по общению с агрессивным ребенком Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");констатирующий вопрос ("ты злишься?");раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). 3. Контроль над собственными негативными эмоциями.Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. 4. Снижение напряжения ситуациине повышать голос, не менять тон на угрожающий;не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");не кричать;не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;не использовать физическую силу;не втягивать в конфликт посторонних людей;не настаивать на своей правоте;не читать нотации, проповеди; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу. 5. Обсуждение проступка.Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. 6. Сохранение положительной репутации ребенкапублично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;внушение спокойствия невербальными средствами;прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;использование юмора;признание чувств ребенка. 8. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением. 9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;придумать новые приемы переключения ребенка на новые видыотношений (игра, самообслуживание и т.д.). 10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.Комкать и рвать бумагу.Бить подушку или боксерскую грушу.Топать ногами.Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.Втирать пластилин в картонку или бумагу.Посчитать до десяти.Самое конструктивное - спортивные игры, бег.Вода хорошо снимает агрессию.