Презентация для родительского собрания Агрессивный ребёнок


Муниципальный конкурс компьютерных презентацийклассных руководителей«Агрессивный ребенок: методы и приемы педагогической помощи»МБОУ МО Плавский район «Ново-Никольская СОШ» Классный руководитель 6,10классов Пантанова Вера Петровна. Это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному ». Реан А.А. Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосущест­вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино­сящее физический ущерб людям (отрицательные пере­живания, состояния напряженности, страха, подавлен­ности и т. д.) (Психологический словарь, 1997). Агрессия Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».то агрессивность – готовность к совершению таких действий.Вывод: если агрессия – это действие, АГРЕССИЯИзучение проявлений агрессивности необходимо для того, чтобы понять происхождение агрессивности, знания помогут семье и педагогу спланировать групповые и индивидуальные мероприятия, которые будут способствовать снижению проявлений агрессивности подростков. Агрессивные дети“Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, что бы поставить “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку”. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приемы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков. Кризис переходного возрастаВнешние измененияФизиологические измененияИзменения в характереРезкие перепады настроенияИзменения в поведенииНедовольство чем-либо в своей внешности или характереПовышенный интерес к противоположному полу, первая любовьНервозность, беспокойство, раздражительностьСостояние депрессии, невроз, появление навязчивых страхов




ВИДЫ АГРЕССИИФизическая агрессия (физические действия против кого-либоРаздражение (вспыльчивость, грубость)Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)Негативизм (оппозиционная манера поведенияКосвенная агрессияНаправленная (сплетни, злобные шутки)Ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.) РебенокДа Нет1. Спорит, ругается с взрослыми2. Теряет контроль над собой3. Винит других в своих ошибках4. Завистлив, мстителен5. Сердится и отказывается что-либо сделать6. Специально раздражает людей7. Отказывается подчиняться правилам8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его Критерии выявления агрессивного ребенкаПоставьте галочку в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказыванияСосчитайте количество ответов «да».Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным. РебенокДа Нет1. Злой дух временами вселяется в него2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение7. Он не прочь подразнить животных8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборотИнструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».Анкета «Признаки агрессивности» 11. Часто не по возрасту ворчлив12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых15. Легко ссорится, вступает в драку16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми17. У него нередки периоды мрачной раздражительности18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всехПоложительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.Подсчитайте количество ответов «да».Высокая агрессивность – 15-19 баллов.Средняя – 7-14 баллов.Низкая – 1-6 баллов. Повышенная агрессивность детей является проблемой не только   для педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна , поскольку число детей с таким поведением стремительно растет . Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением Аутсайдер не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;выбирает нестандартную дорогу в школу. Агрессор вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;группируется со старшими подростками;имеет садистские наклонности;в мгновение ока переходит от довольства к злобе;в игре навязывает друзьям свои правила;злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;игнорирует указания и легко раздражается;введет себя так, будто ищет повод к ссоре;не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.  Категория рискаМальчишки-разбойники Матерям-одиночкам сложно воспитывать и контролировать сыновей. Излишняя любовь и опека женской половины семьи, нехватка мужского внимания и твердой отцовской руки – все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя царем. Ему никто не перечил раньше, так почему же сейчас поучают? Также в зоне риска находятся подростки, отцы которых являются тиранами и агрессорами. При этом женщины в такой семье не имеют право голоса, они всегда и во всем подчиняются другим. Сын в такой обстановке попытается противостоять папе. И если более старший член семьи не подавит бунт и не сломает характер, то ребенок будет точной копией отца. Категория рискаДевочки-бунтарки С представительницами прекрасного пола дело обстоит совершенно иначе. Агрессия подростков проявляется в том случае, если авторитетом в семье является мать. Отец при этом слишком мягок. Девочка начинает копировать поведение грубой, напористой, властной женщины. Плюс, такие дочери вырастают очень плохими хозяйками, которые не умеют ни кушать готовить, ни следить за детьми, а в доме у них всегда вечный беспорядок. Они привыкли к тому, что это все выполняет мужчина. Вторая категория – дети, предоставленные сами себе. А агрессия – попытка выжить в нашем, скажем честно, не очень-то справедливом и дружелюбном обществе. Общаясь с ребятами во дворе, она учится давать отпор людям. Постепенно такое отношение проявляется и в семье. Работа с родителями агрессивного ребенка Работая с агрессивными детьми, учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Коррекционная работа с агрессивными детьми 1 – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;2 – обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;3 – отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;4 – формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям Способы выражения (выплескивания) гневаГромко спеть любимую песнюПометать дротики в мишеньПопрыгать на скакалкеИспользуя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоцииПускать мыльные пузыриУстроить «бой» с боксёрской грушейПолить цветыБыстрыми движениями руки стереть с доскиЗабить несколько гвоздей в бревно или доскуПогоняться за кошкой (собакой)Пробежать несколько кругов вокруг домаПередвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей)Постирать бельёОтжаться от пола максимальное количество разУстроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»Стучать карандашом по партеСкомкать несколько листов бумаги, а затем их выброситьВзять стопку листов плотной бумаги или картона и попытаться порвать их. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.Вот один из интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». . Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Упражнение на развитие эмпатии.Цель: развитие эмпатии.Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств (страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость).Раздайте участникам карточки с названиями чувств. Детям необходимо познакомиться с ними, не показывая карточки окружающим. Попросите детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).Затем каждый участник должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде “памятника” или небольшой пантомимы. Задача остальных участников – отгадать, “памятник” какому чувству они видят. Разрешение проблемЗнать цели ребенка: быть взрослым, иметь ухоженную внешность, интерес к противоположному полу, быть принятым в своем круге общения…Общение родителей (разговоры, примеры из жизни, опыт других людей, совместное дело, увлечение). Помочь ребенку в поиске своего «Я» (интерес к себе, знание своих возможностей, сильных сторон).Дать возможность подростку чувствовать свою значимость, нужность… Как общаться с подростками в этот период?Формировать круг интересов детей на основе особенностей их характера и способностей;Максимально сократить период свободного времени; Снизить проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами); Не предъявлять подростку завышенное требование;Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой);Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности. Основная задача семьи- уменьшить напряжение ситуации.Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:1.повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;2. демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);3.сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;4.негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;5.использование физической силы;6.втягивание в конфликт посторонних людей;7.наказания или угрозы наказания. Упражнение на развитие эмпатии.Цель: развитие эмпатии.Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств (страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость).Раздайте участникам карточки с названиями чувств. Детям необходимо познакомиться с ними, не показывая карточки окружающим. Попросите детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).Затем каждый участник должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде “памятника” или небольшой пантомимы. Задача остальных участников – отгадать, “памятник” какому чувству они видят. Релаксационные упражнения.  “Вверх по радуге”.Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите 3–4 раза. Затем можно повторить еще раз с открытыми глазами. “Выкинь”.Представьте, что в ваших ладонях лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: – нерефлексивное слушание. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.;– пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; – внушение спокойствия невербальными средствами; – прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;– использование юмора;– признание чувств ребенка. Работа с родителями агрессивного ребенка Работая с агрессивными детьми, учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Памятки для родителей.Десять родительских заповедей1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то взойдет.5. Не относись к его проблемам свысока. Тяжесть жизни дана каждому по силам и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.6. Не унижай!7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой! Памятка родителям от ребенкаНе балуйте меняНе бойтесь быть твердым со мнойНе полагайтесь на силуНе давайте обещаний, которые вы не можете исполнитьНе заставляйте меня чувствовать себя младшеНе поправляйте меня в присутствии посторонних людейНе пытайтесь читать мне нотацииНе забывайте, что я люблю экспериментироватьНе забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же... Включать детей в социально одобряемую деятельность - трудовую, творческую, художественную, организаторскую Нужно найти повод похвалить подростка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.. Расскажи о своих чувствахУ меня накапливается злость в школе от ________________Я терпеть не могу, когда _______________________________Я не хочу слышать, когда ______________________________Я просто психую, когда ________________________________Когда я злюсь, я ______________________________________ Правила нашего класса «В нашем классе все против агрессии!»Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: "Давай подразним (и т. д.) вместе!"- каждый из нас отвечает:"Нет!"Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло (круг, клубок агрессии).Каждый ставит себя на место жертвы.Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения - не значит ябедничать.Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.Игра должна быть честной: все соблюдают правила (только тогда нет беспорядка).Мы не исключаем из игры никого, и это здорово!Мы называем друг друга по имени. Мы уважаем друг друга! 1. Статья «Счастливый подросток» Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., издательства «Эксмо-Пресс»http://po4emu.ru/index.php?id=5&page=9 агрессияhttp://ng58.ru/news/childrens/agressiya_nachinaetsya_s_magazina_igrushek/ агрессия. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.2. Методическое пособие «Работа с родителями» М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова Будущее наших детей в наших руках! Спасибо за внимание!