Разрешение конфликтных ситуаций в ходе образовательного процесса


«Разрешение конфликтных ситуаций в ходе образовательного процесса»  «… причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей».Р.Фишер, У. Юри Понятие конфликта Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон. Конфликты могут возникать во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Имеют и свои характерные особенности и педагогические конфликты. конфликтыКонфликты деятельности возникают между преподавателем и студентом проявляются в отказе студента выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.Конфликты поступковПедагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если преподаватель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами.Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Основные причины конфликтов между участниками взаимодействия:1. Различия в ценностях. 2. Различие в целях. 3. Различия в способах достижения цели.4. Неудовлетворительные коммуникации. 5. Распределение ресурсов6. Взаимозависимость. Необходимо отличать конфликты от противоречий и расхождений во взглядах. : выделяются 2 группы конфликтов: Деловые – возникают на почве несовпадения мнений и поступков при решении проблем делового характера (режим работы, нагрузка и т.д) Они больше характерны для системы отношений педагог-педагог. Могут возникать между учителями (воспитателями), администрацией и педагогом. Исход зависит от того, какую стратегию поведения выберут участники конфликта.Личностныепротекают на основе противоречий в личностных интересах (оценка людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы). Они более характерны для отношений «педагог-родитель». Можно предупреждать и снимать следующим образом: делового характера - Прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначее.Необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации.личностного характера предупреждать и устранять труднее, чем деловые, т.к. они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связанны с чертами характера, взглядами на жизнь, установками и убеждениями. Данная группа конфликтов решается преимущественно уклонением или компромиссом. «Инструмент педагога – его собственная личность, и этот «инструмент» всегда должен быть настроен на ученика. Учитель обязан быть требовательным и терпимым, принципиальным и гибким, объективным и доброжелательным. Ответственность за негативные последствия конфликтов лежит на педагоге. Безусловное уважение к личности ученика, адекватный уровень самоуважения, самоанализ и самоконтроль – необходимые предпосылки формирования навыков эффективного конфликтного поведения педагога. Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации(по М.М.Рыбаковой).1.Конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением учебных заданий, успеваемостью, вне учебной деятельностью;2.Конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях;•Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.•Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.•Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.•Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.•Улучшаются отношения между людьми. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СтильСущностьВ каких ситуациях эффективенНедостаткиСоревнованиеСтремление добиться своего, в ущерб другому.Когда исход конфликта очень важен;Когда одна из сторон обладает или стремится обладать определенной властью;Необходимость срочного решения;При поражении – неудовлетворенностьПри победе – чувство вины, испорченные отношенияУклонениеУход от ответственности за решения.Когда исход не очень важен;Отсутствие власти;Важно сохранить покой;Присутствует желание выиграть время;Переход конфликта в скрытую формуПриспособлениеУщерб своих интересов в пользу другого.Предмет разногласия более важен для другого участника;У одной из сторон имеется желание сохранить мир;Правда на другой стороне;Отсутствие власти;Вы уступили. Решение откладывается.КомпромиссПоиск решений за счет взаимных уступок.Одинаковая власть у обеих сторон;Взаимоисключающие интересы;Нет резерва времени;Другие стили использовались и не принесли результата;Получение только половины ожидаемого.Причины конфликта полностью не устраненыСотрудничествоПоиск решения, удовлетворяющего всех участников.Есть резерв времени;Решение важно обеим сторонам;Четкое понимание точки зрения другого;Взаимное желание сохранить отношения;Временные и энергетические затратыНегарантированность успеха.Способы регулирования конфликтов по К. Томасу Успешное разрешение конфликта Желательно составить карту конфликта Х.Корнелиуса и Ш.Фэйра .Суть ее в следующем:Этап 1. Определить проблему заявлением общего характера.Этап 2. Опознать и назвать главных участников.Этап 3. Каковы нужды и опасения каждого участника или группы? Прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:- хотите ли благоприятного исхода;- что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;- как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;- нужен ли посредник для разрешения конфликта;- -в какой атмосфере (ситуации) люди и могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе. - воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; - не делать поспешных выводов;при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;- научиться ставить себя на место другой стороны;- не давать конфликту разрастись;- проблемы должны решаться теми, кто их создал;- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;- всегда искать компромисс;- преодолеть конфликт может общая деятельность и постояннаякоммуникация между общающимися;- главная проблема разрешения конфликта — "что делать?"Конфликт между педагогом и учащимся, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда любого учрежденияЧаще всего конфликт возникает когда учитель думает о подростке несправедливо.Думайте об учащихся справедливо — и конфликтов не будет.Умение избежать конфликта — одна из составных частей мудрости учителяПроцедура урегулирования конфликтов : Порядковый номер педагогической ситуацииВыбранный вариант ответа и его оценка в баллах123456781434255--2223355--3234455--4233455--5223324556232455--7223455--8224543--9243454--10234455--11223455--12234545 -133244545-14223445--Ключ к методике «Педагогические ситуации» Дорогие коллеги!Работа по воспитанию «БУДУЩЕГО» сложна. ……Но, несмотря ни на что, будь красивым деревом на самой высокой горе. Если не можешь быть деревом, будь кустиком в пустыне, но только самым красивым. Если не можешь быть кустиком, будь маленькой веточкой, но самой красивой, с замечательными плодами.Будь океаном, наполняя просторы чистой и светлой водой. Если не можешь быть океаном, будь стремительной горной рекой с самой чистой и прозрачной водой.Будь ручейком, в котором отражаются чистота неба и яркость солнца. Будь ярким солнцем на голубом небосклоне и свети ярко-ярко. Если не можешь быть солнцем, будь звездой на ночном небе, но свети ярко-ярко.Будь маленьким лучиком, указывая дорогу заблудившемуся путнику