Выступление на педсовете по теме Здоровьесберегающие технологии


Здоровьесберегающие технологии Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить», а содержание образования – «чему учить», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения ответ на эти вопросы будет таким: «не наносить вреда здоровью субъектам образовательного процесса – учащимся и педагогам» Актуальность растет заболеваемость детейпроисходит рождение физиологически незрелых детейу подавляющей части населения отсутствует культура ЗОЖдети приходят в школу уже с ослабленным здоровьем с первого по одиннадцатый класс здоровье учащихся еще более ухудшаетсяТолько 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровымиБольшинство детей 6 – 7 лет не готовы к обучению в школесреди школьников продолжают распространяться "вредные привычки"растет явление гиподинамииухудшается экологическая обстановка во многих регионах Цель Создать Web-ресурс по методическому обеспечению школ учебно-воспитательного объединения «Школьный округ»ЗадачиОбъединить педагогический опыт и отобрать ряд методических материалов для создания валеологической копилкиОказать методическую помощь учителю в организации здоровьесохранного учебного процессаПредоставить возможность пополнения копилки новыми разработками и материалами Термин «Здоровьесберегающие технологии» Условия обучения ребенка в школеРациональная организация учебного процессаСоответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенкаНеобходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим Классификация здоровьесберегающих технологий По характеру деятельности Специализиро-ванные Комплексные Профилактика заболеваний Формирование ЗОЖ Физкультурно- оздоровительные По направлению деятельности психологические социальные медицинские образовательные Типы технологий Здоровьесберегающие – профилактические прививки, витаминизация, здоровое питаниеОздоровительные – физическая подготовка, закаливание, ароматерапия, массаж, фитотерапия Технологии обучения здоровьюВоспитание культуры здоровья – уроки здоровья, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы Здоровьесберегающие элементы обучения школьников Оптимальная плотность урокаРациональное чередование видов учебной деятельностиУважительный стиль общенияЭмоциональная разрядкаФизкультурная пауза Правильная рабочая поза Положительные эмоции Функции здоровьесберегающих технологий Формирующая - биологические и социальные закономерности развития личностиИнформационно-коммуникативная - опыт ведения здорового образа жизниДиагностическая Адаптивная РефлексивнаяИнтегративная Факторы, влияющие на здоровье 1.ОбщепатогенныеНизкий уровень мотивации«Забалтывание» проблемы здоровьяСужение понятия здоровьяВоздействие неблагоприятных факторовОтсутствует мода на здоровьеМало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха«у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников!» Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье Гигиенические условия: шум, освещенность, воздушная среда, размер помещение, дизайн, мебель, видеоэкранные средства, пищеблок, качество питьевой воды, экологическое состояние школьной территории, состояние сантехнического оборудованияУчебно-организационные: объем учебной нагрузки, расписание уроков, объем физической нагрузки, проведение урока как здоровьесберегающего, особенности устава школы, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей, психологический климат педагогического коллектива Психолого-педагогические факторы Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядокСтиль педагогического общенияХарактер проведения опросов и экзаменов Индивидуальный подход к ученикамОсобенности работы с «трудными» Соответствие возрастным возможностямСостояние здоровья учителяЗнание здоровьесберегающих технологий Современное представление о здоровье Духовное благополучие Физическоеблагополучие Социальноеблагополучие Эмоциональное благополучие Интеллектуальноеблагополучие Здоровье —состояние полного физического, психологического и социального благополучия (ВОЗ) Высшие ценности, идеалы, цель и смысл жизни Позитивное эмоциональное состояние, умение справляться с неудачами и стрессами Общение и взаимодействие с другими людьми Упражнения, питание, гигиена, отдых Способность обретать и применять знания, анализировать проблемы и принимать решения Здоровый образ жизни Благоприятное социальное окружениеДуховно-нравственное благополучиеЗакаливаниеПоложительные эмоции Оптимальный двигательный режимРациональное питаниеЛичная гигиенаОтказ от вредных пристрастий Динамика умственной работоспособности Работоспособность изменяется в течениесуток, по дням недели и сезонам года Умственная деятельность имеет колебания:фаза врабатывания;фаза оптимальной устойчивости;Фаза утомления;повышение работоспособности, «конечный прорыв». Частая смена позыПотягиваниеЗакрывание глазНенужное перекладывание предметовЧастые поглядывания на часы ЗевотаВстряхивание рукамиПодпирание головыРазговор с соседомУвеличение количества ошибок в ответах Внешние признаки усталости ученика Условия проведения физкультминуток Состав упражнений должен зависеть от особенностей урокаСоздание положительного эмоционального фонаВыработка для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака – «якоря» Физминутки Пальчиковая гимнастикаГимнастика для глазСнятие утомления с мышц спины и ногРелаксационные упражненияПсихогимнастикаДыхательная гимнастикаФ\м для улучшения мозгового кровообращения Подвижные игры «Попади в цель»«Самолеты»«Цветные салки»«Ромашка»«Мишки и шишки»«Два мяча»«Города» Здоровьесберегающее пространство школы Экологическое Эмоционально-поведенческое Эмоциональный климат урока Культурологическое Урок – зона психологического комфорта Методы эмоциональной раскачки упражнение «Комплименты», игра «Вам сообщение» и «Подарок», задания «Поделись радостью» и «Нарисуй свое настроение».Медитативно-релаксационные упражнения «Я вижу, я слышу, я чувствую», «Деревянная кукла».Упражнения на релаксацию и визуализацию Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Гигиенические условия в классеЧисло видов учебной деятельности: 4 – 7Чередование видов не позже - 10 -15 минЧисло видов преподавания – не менее 3Использование метода свободного выбора, активных методов и методов, направленных на самопознание Место и длительность применения ТСО Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Позы учащихся, смена позОздоровительные моменты (20мин/1мин)Наличие мотивации к учебеФормирование здорового образа жизниПсихологический климат на урокеЭмоциональные разрядки: шутки, улыбкиПлотность урока: не < 60% и не >80%Темп и особенности окончания урока Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливымКаждый урок должен приносить ребенку только положительные эмоцииДети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности, интерес к уроку Информационные ресурсы http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok71/ppt/present3.ppt http://www.eao.fio.ru/potok/Potok5/school14/tex.htmhttp://www.zankov.ru/break/game3.asp ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" e-mei:meilto:vidod@rnmc.ru www.zankov.ru/teacher/  http://www.ifmo.ru/valeologia/articles_program.htm http://www.ifmo.ru/valeologia/articles_zdorov.htm  http://method.altai.rcde.ru/item.asp?id=200001124  Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе Здоровьесберегающие технологии http://penza.fio.ru/personal/26/2/7/Nataweb/TITLE1.htm http://scholar.urc.ac.ru/Yard/Big_Break/1/save.html http://school43-v.narod.ru/page31.htm http://www.u-g.ru/catalog/details.php?id=56174 Методические разработки ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - ВАЛЕОЛОГИЯ