Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей


МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №72 «Акварель» г. Cтарый Оскол ТЕМА «Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Воспитатель Маликова Т.Н. Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников. Актуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности. На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Задачи:Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, бережное отношение к природе , понимать её уникальность, неповторимость. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов (например: рыбы, птицы,животные, деревья, цветы) подвести детей к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы; Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; Цели моделирования: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. Для успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы детям предлагались разные виды моделей (Предметные, предметно-схематические и графические) Модель, как наглядно-практическое средство познания выполняя свою функцию должна соответствовать ряду требований:чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;простота и доступность для создания и действия с ней;ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены;облегчать познание .В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое.Слайд 5 Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Предметно-схематические модели, в которых представлены существенные признаки в виде предметов –макетов. Изобразительная деятельность используется при предметно- схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Творческая деятельность Графический тип модели передаёт обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений ( Графики, схемы, планы). Данные модели применяются в дошкольном учреждении и отражают те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений. Этапы овладения детьми моделями: План темы Формы работы с детьми Проблемные ситуации беседа и обсуждение;Экологические экскурсии;практическая деятельность в природе;природоохранные акции;экологические викторины, конкурсы, КВН,«Пеле чудес»; Коллективные работы листовки, плакаты, буклеты; кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»;Экологическое творчество(выставки и экспозиции);Ведение экологических карт ,календари природы;Экологические сказки ,игры-путешествия. Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию в ДОУ План темы Содержание организации интересной мыслительной деятельности : План темы Экологические сказки дают представление о научном видении в занимательной форме. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Музыкально-театрализованные постановки помогают раскрыть сложные явления в природе Игры- путешествия Детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественных и экологических представлений моделирование Практическая деятельность Организация календарного наблюдения за птицами и зимней подкормки одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий в старшем дошкольном возрасте. Эксперименты и опыты. Экологические зоны на участке Природоохранные акции дидактические игры. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. поделки СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ