Презентация Использование уроков разных типов в процессе формирования и совершенствования навыка чтения младших школьников


Использование уроков разных типов в процессе формирования и совершенствования навыка чтения младших школьников Коршунова Ирина Владимировна,учитель начальных классовМОУ СОШ №80 г. Ярославля. Проблема исследования Каковы возможности уроков литературного чтения разных типов в связи с формированием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников на современном этапе. Задачи 1. Изучить теоретические основы формирования навыка чтения.2. Проанализировать современные методические подходы к формированию навыка чтения младших школьников.3. Осуществить сравнительный анализ современных классификаций уроков литературного чтения с точки зрения их возможностей в формировании навыка чтения.4. Обобщить, систематизировать и теоретически обосновать собственный практический опыт использования уроков разных типов в процессе формирования и совершенствования навыка чтения младших школьников. 5. Составить примерное планирование уроков литературного чтения по учебно-методическому комплекту “Родная речь” Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой (ОС “Школа России”). 6. Описать промежуточные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию и совершенствованию у учащихся навыка чтения на уроках литературного чтения. 7. Систематизировать используемые методические материалы. Общие требования в формировании навыка чтения Личностно-ориентированное обучение:формирование системы учебно-познавательных мотивов; использование системы дифференцированных заданий; использование система упражнений;создание на уроке ситуации успеха; организация творческой деятельности; развитие у учащихся интереса к содержанию чтения и к самому процессу чтения; введение в практику рациональных приемов чтения. Общие требования в формировании навыка чтения Системно-деятельностный подход:задачный принцип построения предметного содержания;организация детского самостоятельного и инициативного пробно- поискового действия;широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач;отказ от репродуктивных методов и способов обучения;ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов;ритмичная организация образовательного процесса. Типы уроков литературного чтения Традиционные уроки Нестандартные уроки Уроки изучения нового произведения. Уроки в форме соревнований: конкурс, КВН, викторина. Урок – работа с крупнообъемным произведением. Урок – конференция. Уроки слушания. Урок - ролевая игра. Обобщающие уроки. Урок – исследование. Творческие уроки. Урок-сказка. Проверочные уроки. Уроки - демонстрации (с использованием цифровых образовательных ресурсов). Библиотечные уроки. Урок-инсценировка. Урок внеклассного чтения. Урок – путешествие. Уроки семейного чтения. Урок-сюрприз. Уроки заявленного чтения. Урок – аудирования. Интегрированные уроки. Урок-защита проекта. 1.Урок изучения нового произведения.Урок – аудирования(театр у микрофона). 1) Артикуляционная гимнастика + дыхательная гимнастика.2) Выборочное чтение (словарная работа).3) Аналитическое чтение (анализ содержания). 4) Выразительное чтение (по ролям). Слушание летописи. Словарно-лексическая работа. анализ содержания, работа над интонацией, чтение по ролям. 2. Летопись. “И вспомнил Олег коня своего…”. 1.Урок изучения нового произведения.Урок - демонстрация (с использованием цифровых образовательных ресурсов). 1) Речевая разминка (работа с пословицами). 2) Выборочное чтение (словарная работа). 3) Аналитическое чтение (анализ содержания),4)Правильное, осознанное чтение. Понятие о летописи как жанре фольклора. Образы героев: их внешность, поступки, служение Родине. Словарно- лексическая работа, анализ содержания. Произведения фольклора. 1. Летописи. Летопись “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. Типы уроков Формирование навыка чтения Содержание учебного материала Тема урока и учебный материал Примерное планирование уроков литературного чтения разных типов 1.Урок слушания былин.2. Урок изучения нового произведения.3.Интегрированный урок (ИЗО, литературное чтение). 1) Речевая разминка (работа с прибаутками и потешками). 2) Выборочное чтение (словарная работа).3) Чтение вслух (по цепочке).4) Поисковое чтение (деление на части). 5) Самостоятельное чтение про себя - былины “Святогор”.6) Выразительное чтение былины. Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Словарно-лексическая работа. Деление на смысловые части. Работа с книгами о былинных героях. Чтение былины “Святогор”. Работа над техникой выразительного чтения. 3-5. Былины. “ Ильины три поездочки”. Примерное планирование уроков литературного чтения разных типов 1. Урок - творчества “Летописи, былины, жития”. 1) Упражнения на отработку осознанного чтения. 2) Выборочное, выразительное чтениеотрывков вслух. Обобщение по разделу “Проверь себя”. Выполнение заданий. 8. Летописи, былины, жития. 1. Урок изучения нового произведения.2. Библиотечный урок. 1) Лексико-речевая разминка (былины, летописи, жития).2) Выборочное чтение (словарная работа). 3) Правильное, осознанное чтение. 4) Самостоятельное чтение про себя - о подвигах Сергия Радонежского. Чтение жития. Работа с текстом. Понятие “жития”. Особенности жанра - главная мысль. Словарно- лексическая работа. Сходство с бытовой сказкой. 6-7. Жития. “Житие Сергия Радонежского” Примерное планирование уроков литературного чтения разных типов Результаты сформированности навыка чтения Ранжирование предметов по сложности и интересу Практическая значимость исследования 1. Определен и теоретически обоснован перечень типов уроков литературного чтения наиболее продуктивных с точки зрения формирования и совершенствования навыка чтения, сформулированы методические рекомендации по проведению данных типов уроков.2. Составлено примерное планирование уроков литературного чтения разных типов, включающее тему уроков, содержание учебного материала, тип урока, виды упражнений, заданий, формируемое качество навыка чтения, формируемый вид чтения.3. Систематизированы методические материалы, включающие в себя конспекты уроков, сборник упражнений, презентации, памятки, примеры детских работ.4. По результатам исследования подготовлено выступление для студентов 4 курса педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.